Если не думать про будущее, его не будет
Интересный разговор состоялся как-то у меня со старшеклассниками одной из владивостокских школ. Среди них было немало тех, кто намеревался в дальнейшем учиться в профессиональных лицеях и училищах. “Поди, ленились все годы, аттестат слабенький, куда ж еще деваться”, - откровенно высказала я свою точку зрения и была просто осмеяна. Дневники мне не демонстрировали (нынешние старшеклассники не утруждают себя их ведением), пришлось поверить на слово, что к выпуску они будут иметь бал 4,5 - не меньше. “С плохим аттестатом нечего и рассчитывать на престижную профессию, например, автослесаря, парикмахера-модельера, секретаря-референта”, - аргументировали мои собеседники. И прагматично перечисляли плюсы начальной профессиональной школы - образование бесплатное, хорошая производственная база, высокий уровень подготовки специалистов - и это не понаслышке, каждый из них, как говорится, навел справки, кто сам побывал в училище, кто родителей отправил на рекогносцировку. Однако, подивилась я, что ж, молодо ныне получается - не зелено. Миф о наивности и инфантильности постепенно вытесняется из нашего сознания, а бытовавшее обывательское мнение, что ПТУ - место для неудачников, так же устарело, как и сама аббревиатура.
Несмотря на сложные экономические условия, скудность финансирования, ни одно профессиональное училище у нас не закрылось, их сегодня в крае - 56, идет процесс слияния, укрупнения училищ. Отвечая требованиям времени, училища вводят новые специальности, профессии, внедряют инновационные программы. Так, с начала года в 5 учебных заведениях среднего звена действуют экспериментальные площадки по разработке и апробации прогрессивных образовательных технологий (в профессиональных лицеях № 11, 18, 38 и 43, профессиональном училище № 31). Координирует и контролирует работу учебно-методический кабинет управления профессионального образования, возглавляет который директор Лариса Маршал.
- Лариса Эдуардовна, какие инновационные проекты представляют наибольший интерес?
- Каждое из пяти названных училищ взяло направление, близкое ему по профилю. В процессе деятельности экспериментальных площадок за год накоплен опыт, и есть уже положительный результат.
Так, в профессиональном лицее №18 интерес вызывает работа преподавателя предметов экономического курса Н. Пятанчук. Собственный опыт Надежды Викторовны подсказал пути совершенствования обучения учащихся. За основу педагог взял принцип деловой игры, поэтому с первых дней изучения “Основ рыночной экономики и предпринимательской деятельности” лицеисты включаются в практическую работу.
В профессиональном училище № 31 серьезное внимание уделяют формированию у молодежи навыков использования компьютерных информационных систем.
Опыт разработки и использования компьютерных обучающих программ в преподавании специальных предметов отрабатывается в профессиональном лицее № 38. Т. Кузьмина, преподаватель спецдисциплины, использует возможности обучающих компьютерных программ в моделировании технологических операций при изучении предмета “Технология швейных изделий”. Причем Татьяна Васильевна, придя к выводу о несовершенстве старой системы подачи материала, вместе с программистом разработала новую обучающую программу. Она выступала на методическом объединении и доказала: колоссально экономится время для объяснения нового материала, повышается контроль за знаниями учащихся. Кстати, методическое пособие ее коллеги, М. Флоря, мы рекомендовали на конкурс в Москву, который объявила Академия профессионального образования РФ.
- Пришлось ли вам переламывать сознание преподавателей и мастеров, чтобы открыть новые горизонты в работе?
- На первых этапах создания совета по экспериментальной работе были трудности, но мы не стали убеждать методом слов и приказов, но активизировали работу методобъединений. И вот в результате потихоньку процесс изменений пошел. Стали переориентироваться училища № 2 (г. Лесозаводск), № 24 (г. Артем), № 17 (г. Владивосток). Имея в активе опытных педагогов-практиков, постоянно выявляя новых талантливых специалистов, учебно-методический кабинет вовлекает их в свою работу. Мы обобщаем и распространяем опыт лучших - Ольги Момот, преподавателя математики ПУ-7, Елены Шевелевой, преподавателя русского языка и литературы ПУ-1, Марины Флоря, преподавателя конструирования одежды ПЛ-38, Любови Фуркулюк, мастера производственного обучения ПЛ-15.
Уже 5 лет прошло - своеобразный юбилей, с тех пор как мы начали строить работу с педагогическими кадрами через краевые методические объединения. Анализ этой деятельности показывает, что данное направление выбрано правильно.
И если раньше приходилось уговаривать, подталкивать, то сегодня преподаватели и мастера, убедившись в действенности современных технологий, сами проявляют инициативу. Вот совсем недавно звонили из Чернышевки, там профессиональное училище № 53, готовят механизаторов, поваров, швейников, - так просто требуют, чтобы краевое методобъединение по истории (а у них прекрасный музей, замечательный педагог-историк) мы провели бы у них.
- За такими сложными и умными процессами - внедрение компьютерных технологий, современных методов обучения - стоят прозаичные задачи, как я понимаю, подготовки выпускников к реальной жизни...
- Да, где они спокойно нашли бы себе применение. Выпускник училища должен быть конкурентоспособным на рынке труда. Чтобы неразрывная была связь теоретического обучения и производственного, в стенах училища педагоги и мастера проводят бинарные уроки, сохраняют рабочие площадки, занимаются коммерческой деятельностью, оснащая кабинеты современными компьютерами, видеосистемами. В этой связи повышается и наша роль, методической службы, в решении задач по разработке образовательных стандартов, их научно-методического обеспечения, повышения квалификации педагогических кадров. При этом мы сами становимся на новые рельсы: так, намерены создать при кабинете центр информационных технологий. И в этом нас активно поддерживает департамент профессионального образования, науки, информации и связям с общественностью администрации Приморского края.