Спасение утопающих - дело рук самих утопающих?
В тот день - 9 ноября нынешнего года - в южной части Японского моря бушевал страшный шторм. Огромные волны, накатывая с дьявольской силой, трепали СТР “Иван Вернигоренко”, находившийся на кромке территориальных вод Корейской Народно-Демократической Республики. Сейнер-траулер возвращался из планового рейса.
Экипаж северокорейской баржи стал заложником несовершенства российского законодательстваШквальный ветер обрывал снасти, когда средь бушующего моря вахтенный радист услышал сигнал SOS - рядом происходила трагедия.
Морской закон гласит: услышав SOS - помоги. Капитан “Ивана Вернигоренко” Юрий Ротов, не задумываясь, дал команду изменить курс. К этому времени стало ясно, что помощь запрашивает северокорейская несамоходная баржа. Судя по всему, шквальным ветром баржу сорвало с буксира и понесло по бурлящему морю.
Когда “Иван Вернигоренко” подошел к северокорейской барже, сигналы бедствия с ее борта шли в эфир уже несколько часов. На SOS откликнулся лишь российский траулер. Спасательные службы КНДР почему-то хранили молчание в эфире.
Корейцам ничего не оставалось делать, как принять помощь от российских моряков. Аварийной партии с “Ивана Вернигоренко”, несмотря на жестокий шторм, удалось завести концы - баржу взяли на буксир. В числе спасенных оказались четверо мужчин, одна женщина и двое детей.
Юрий Ротов принял решение отбуксировать баржу в Находку. В это время на траверзе “каравана” из глубины территориальных вод возник буксир без опознавательных знаков, однако, поболтавшись невдалеке, он скрылся с горизонта в направлении корейского берега.
На следующий день, прибыв в порт Восточный, российские моряки передали спасенных властям. Здесь-то и начались трудности.
Российские законы, как известно, крайне несовершенны. Из-за этого пограничным властям пришлось столкнуться с серьезными трудностями - отечественное законодательство никак не регламентирует подобные форс-мажорные обстоятельства.
10 ноября к вечеру власти официально оформили прибытие корейского судна в российский порт - благо, все документы на баржу у северокорейского экипажа имелись. Загвоздка оказалась в другом - у спасенных не было никаких личных документов. А это означает, что официально открыть им границу и дать возможность перебраться с борта баржи на землю не представлялось возможным.
Северные корейцы оказались в подвешенном состоянии. Все то же несовершенство законодательства сыграло с ними злую шутку. Дело в том, что российские законы никоим образом не регламентируют, какое ведомство призвано опекать подобных граждан.
Когда пограничники обратились в пункт иммиграционного контроля в Находке, его начальник г-н Нассонов вполне резонно заявил, что спасенные корейцы к деятельности его ведомства отношения не имеют. Вот если бы они обратились с просьбой о предоставлении политического убежища... Но экипаж баржи политического убежища просить не собирался.
11 ноября в дело вступили дипломаты. Исполняющий обязанности руководителя филиала представительства Министерства иностранных дел России в Находке Анатолий Кутумов официально проинформировал об инциденте генеральное консульство КНДР. На имя генконсула Ли Сен Дука была направлена нота с просьбой к государственным властям Северной Кореи оказать помощь в установлении личностей спасенных. Кроме этого в соответствии с Венской конвенцией “О консульских сношениях, предполагающих государственную функцию защиты и жизнедеятельности своих граждан” представительство МИДа предложило генконсульству КНДР решить вопрос о возвращении спасенных на родину.
В ходе встречи исполняющего обязанности руководителя филиала представительства МИДа в Находке Анатолия Кутумова с Ли Сен Дуком прозвучала просьба оказать экипажу баржи гуманитарную помощь. В тот же день на борт были доставлены продукты питания, теплые вещи и топливо. Помощь выделила администрация порта Восточного.
Российские власти неоднократно предлагали генеральному консулу КНДР перевезти спасенных моряков с борта баржи в одну из местных гостиниц - к этому времени стало ясно, что корейцы задержатся в России надолго. Увы, консульство ответило на эти предложения категорическим отказом - северокорейские представители заявили, что в консульстве нет денег на оплату гостиницы.
13 ноября северокорейскому экипажу была доставлена очередная партия гуманитарного груза. На сей раз благородство проявила администрация поселка Врангель.
Впрочем, в тот же день стало ясно, что дальнейшее пребывание спасенных на барже чревато самыми тяжелыми последствиями для их здоровья - на юге Приморья резко похолодало, в результате чего температура во внутренних помещениях баржи, где жили корейцы, опустилась до минусовых отметок. Пронизывающий холод наделал массу бед - сильно простудились дети. На следующее утро 14 ноября генконсул КНДР Ли Сен Дук обратился к временно исполняющему обязанности начальника отдельного контрольно-пропускного пункта “Находка” Валентину Бурлакову с просьбой дать разрешение перевезти спасенную женщину с детьми на территорию генерального консульства в Находке. Сам Бурлаков единолично такого решения принять не мог - уж слишком необычная ситуация, причем не регламентированная российскими законами и ведомственными директивными актами. Подполковник Бурлаков был вынужден обратиться за советом в вышестоящие инстанции.
Рассказывает начальник Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы генерал-лейтенант Павел Тарасенко:
- На тот момент, когда возникла эта критическая ситуация, я находился в служебной командировке, и никто из подчиненных не доложил мне о деталях. За это с них взыщется. Если бы информация дошла до меня, то я сделал бы то же, что и сейчас, - на свой страх и риск передал под расписку корейского консула всех спасенных граждан КНДР, только гораздо раньше. И тогда не было бы всевозможных заявлений не владеющих обстановкой чиновников и СМИ.
Генералу Тарасенко мужества не занимать. При этом Павел Павлович до сих пор не знает, как ему аукнется эта инициатива.
Сейчас все спасенные находятся в северокорейском генконсульстве. Но это, что называется, де-факто. Де-юре же их судьба окончательно не определена. Чисто юридически - на бумаге их на территории России нет. А это значит, что с их отправкой на родину могут возникнуть все те же серьезные трудности.
По заверению официальных представителей КНДР, на первом же северокорейском судне в Находку будут доставлены документы экипажа баржи. На этом же судне спасенные будут отправлены в КНДР.
Вместе с тем параллельно разворачивается и другой скандал. Камень преткновения здесь - оплата спасательной операции. Судовладелец “Ивана Вернигоренко” - ТОО “Антарес” - требует от корейской стороны за спасение баржи 5000 долларов США. Как будет решен этот вопрос, пока неясно.