На Рождество в Спасск

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

90 лет назад, 30 ноября, крестьяне села Спасского “поставили приговор об устройстве в их селе каменного здания для 2-классной женской церковно-приходской школы”. Это было сделано в память проезда через село за 17 лет до того императора Николая Александровича в бытность его наследником престола.

Надо сказать, Спасо-Преображенская церковь сооружена здесь же на 15 лет раньше упомянутого “приговора” сельского схода. Однако была она деревянной и до наших дней в первозданном виде не сохранилась. А вот Спасско-Николаевская школа и сегодня хранит прежний узор кирпичной кладки, выглядит новенькой, как и в начале века.

Нежданных гостей-журналистов отец Владимир встретил на подворье в рабочей одежде, в кепке а-ля Лужков, с малярной кистью в руках. Но фотографироваться в одежде не по чину категорически отказался и облачился подобающе званию протоиерея. Именно в школу, а не в храм повел он нас первым делом. Скромные, опрятные комнаты. Всюду следы свежего ремонта и краски. Детей среди недели тут не застанешь. А в субботу-воскресенье их будет 36. Маленькие придут “с мамками”, потому что малые детки с мамкой чувствуют себя лучше, замечает батюшка.

Старое славянское словцо “мамка”, как и нездешний говор, выдают во Владимире Николаевиче западноукраинское происхождение. С чем он и соглашается: да, перевели его сюда на новое место службы почти 10 лет назад. Он благочинный округа, который простирается от Черниговского до Красноармейского района. Все эти годы занимается укреплением здешних приходов, восстановлением порушенных когда-то православных храмов.

Благодаря усилиям подвижников веры вновь открыт вполне достойный храм в Дальнереченске, на глазах преображается Шмаковский монастырь. Крепнут приходы в Черниговке, Лучегорске, Губерово. Возведены кирпичные стены крупного даже по меркам Владивостока храма в Лесозаводске. Работы, как и повсюду, идут с трудом, но многое преодолевается и благодаря крепкой поддержке главы местной администрации Сергея Агаджанова.

Вот и в Спасске нелегко. Церковь заново отделывают деревом. Однако ни одной досочки новой - в дело идет бомботара, хороший, крепкий материал использовали когда-то военные для своих нужд. Ни одного гвоздя нового - все взято на брошенных строениях. Двадцати работникам дает работу эта стройка, в том числе и бомжам. Церковь кормит их со своего сельского двора. Молитвами и усердием очищают здесь грязное. В прямом и переносном смысле...

Тем временем все положенные службы не прерываются ни на один день. В храме легко и торжественно. Невольно зашел разговор об иконах, старых и новых.

- Есть тут художник, - говорит отец Владимир, - хорошая рука, талант. Он уже начал расписывать свод. Но пока еще в прелесть не впал.

Впасть в прелесть - значит писать молитвенно. Чтобы душа перед иконой раскрывалась, чтобы с ней говорить хотелось. Батюшка надеется, что такой художник на этой благодатной земле вырастет. А еще мечтает отец Владимир открыть в приходской школе класс иконописи, для молодых. Пусть в домах у верующих будут иконы живые, не только печатные.

Духовный пастырь - вот призвание этого человека не только по должности. Он многое здесь творит заново или на более высоком уровне. Даже маловеры с удовольствием слушают церковные хоры: детский, бабушек и, как называют, артистов. Батюшка осваивает совершенно новое для наших мест искусство - литье колоколов. Первые из них, отлитые на заводе “Прогресс” в Арсеньеве, установлены в Шмаковском монастыре, в Хабаровске.

Для фотографирования лучших строителей строгий в суждениях батюшка определил лишь “главного архитектора” Степаныча... и киргиза Турсун Али.

- Вы что, приняли православие? - с удивлением обратились мы к киргизскому Толе, так он вначале назвался.

- Нет, я мусульманин. Но своей религии не изменяю, - ответил он. - Бог у нас один, и я могу работать для русской церкви.

У Турсуна мастеровые руки, и он в точности воплощает замысел батюшки, создав купол для Спасо-Преображенской церкви по подобию петербургского храма Спаса на крови. Степаныч же фотографироваться отказался до тех пор, пока нынешняя стройка не будет завершена.

- Приезжайте на Рождество! - пригласил он.

Уже на прощание отец Владимир развернул перед нами большой альбом - проект храма своей мечты. Храм задуман с размахом. Кирпичный, 45-метровой высоты. Если Бог сподобит, может, и доведется еще поработать на нем и Степанычу, и мусульманину Толе. А может, и другие мастера захотят свою руку приложить, творя вечное?