Свободных коек в центре нет
Заходить в центр по борьбе со СПИДом тяжело. Невольно присматриваешься к людям в коридорах: неужели все они... И в ответ ловишь на себе такой же взгляд.
На 1 ноября в крае насчитывалось уже 48 ВИЧ-инфицированных. Это лишь верхушка айсберга- Вот поэтому мы и решили сменить вывеску, - говорит Николай Березкин, главный врач краевого клинического центра по борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями. - Ведь у нас лечатся не только ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом, но и люди, страдающие различными вирусными заболеваниями: гепатитами В и С, герпетическими инфекциями. Эти заболевания тоже очень серьезные. Раньше из-за герпеса люди на самоубийства шли.
И все же данный центр специфичен. Это единственное на всем Дальнем Востоке место, где ВИЧ-инфицированные могут получить помощь врачей и психологов.
Стационар центра рассчитан на 25 мест. Сейчас все койки заняты “инфекционниками”. Голодать здесь никто не голодает. С медикаментами, правда, как у всех, - плохо. Но на минимальные средства защиты для персонала - перчатки, маски - центр наскребает. Задыхаются без современных тест-систем, позволяющих точно определять наличие ВИЧ в крови. К новому году обещали прислать из Москвы партию новых тест-систем, но дойдут ли они с нашим финансовым бардаком - неизвестно.
- И все же работаем - не жалуемся, - продолжает Николай Березкин. - Конечно, раньше с финансированием было полегче, но и сегодня мы руки не опускаем. Впервые в России наш центр по борьбе со СПИДом совместно с кафедрой инфекционных заболеваний ВГМУ организовал программу для обучения студентов. Врачей, знающих о СПИДе не из учебников, в крае немного, так что подготовленные кадры нужны. Студенты-медики смогут поработать с больными СПИДом, давшими на то свое согласие. А работа эта не из легких в психологическом плане и для врача, и для больного. Уметь вдохновить человека на жизнь, согласитесь, к этому способен не каждый.
Вообще все проекты центра по борьбе со СПИДом уникальны. Сегодня вот пытаются создать сеть межрайонных кабинетов по профилактике ВИЧ-инфекции, аналога которой в России тоже нет.
Конечно, тут можно вспомнить о том, что учителя, шахтеры, опять же врачи месяцами не получают зарплату, а здесь тратят тысячи рублей на “каких-то”... Но СПИД - это проблема не геев и наркоманов. Все проще и страшнее - заболеть может каждый.
Деньги на воздух никто не бросает. На лечение только одного больного СПИДом в год уходит до 24 тысяч долларов, профилактика обходится в несколько десятков раз дешевле. Прогнозировать, какова будет в Приморье ситуация со СПИДом, трудно, но... города у нас портовые, плюс, не секрет, что сегодня через край идут наркотики в страну. А по числу ВИЧ-инфицированных у нас наркоманы стоят на втором месте (12 человек) после моряков и рыбаков (19 человек). Говорить об эпидемии СПИДа, к счастью, рано. Пока банальный грипп уносит гораздо больше жизней. Но и СПИД не отстает. Серьезность положения уже осознали в Калининграде, где официально выявлено 2000 инфицированных. Наши врачи еще способны контролировать ситуацию. В крае на 1 ноября этого года - 48 ВИЧ-инфицированных (специалисты говорят, что это заниженные цифры): 2 детей, 7 женщин и 39 мужчин, из них 3 анонимных. Последние сдали кровь и, узнав результат, скрылись. На днях при проверке анализов кровь еще двоих вызвала подозрение. Даст бог, диагноз не подтвердится...
- СПИД - в первую очередь социальная проблема, решать которую мы должны всем миром, - считает Николай Березкин. - Становится жутко от мысли, что, бывает, люди умирают не от самого СПИДа, а от страха перед заболеванием, от отчаяния. Ведь при хорошем настрое больного, при добром к нему отношении он способен прожить еще лет 15, а за это время, может быть, найдут лекарство от страшного вируса.
Так же, как мы не отворачиваемся от больных раком или туберкулезом, мы не должны отворачиваться от больных СПИДом. Не надо их сильно любить. Оставьте им право на жизнь.
Недавно в стационаре центра по борьбе со СПИДом умер еще один больной. Пятый. Он был молод, умен, талантлив...