Секреты его электричества
Почти 40 лет своей жизни Вальтер Козлов отдал электричеству. Пожалуй, не найти в Приморье другого человека, продолжающего столь энергично и плодотворно трудиться в этой отрасли. Когда-то он был самым молодым директором самой крупной в те годы в крае электростанции. А 15 лет тому назад приехал в Лучегорск и стал директором крупнейшей на Дальнем Востоке Приморской ГРЭС. Через месяц всего исполнится ровно год, как он стал первым генеральным директором первого в России единого топливно-энергетического комплекса ЗАО “ЛуТЭК”, учрежденного правительством в прошлом году в Лучегорске на базе местного угольного разреза, управления железнодорожного транспорта при нем и Приморской ГРЭС. Кстати, рождение этого комплекса - воплощение в жизнь его давнишней мечты.
- Валентин Викторович, давайте вернемся к истокам: как же все-таки рождаются генералы от энергетики?
- Как и все другие, наверное. В 60-м получил диплом ДВПИ, работать начал машинистом турбины на Артемовской ГРЭС. Был там начальником смены. Потом Партизанская ГРЭС. Затем судьба забросила на Владивостокскую ТЭЦ-2. Проработал на ней 11 лет - был начальником цеха, заместителем главного инженера. 6 турбин, 9 котлов - масштаб. Был немного даже секретарем парткома. Потом назначили директором Партизанской ГРЭС.
- Вы тогда еще совсем молодым были?.. (Ой как сверкнули дерзким пламенем его глаза, и крепкий кряжистый собеседник мой задиристо, совсем по-мальчишески оборвал вопрос на полуфразе...)
- А я и сейчас молодой. Я всегда молодой... Там, в Партизанске, была хорошая для меня школа. Сам участвовал в работах по реконструкции котлов, в монтаже более мощных турбин. Занялись и обустройством поселка. Тогда много жилья построили, помню, за две недели заасфальтировали весь поселок.
- Не спонтанно ведь идея “ЛуТЭКа” появилась?
- Разумеется. Давно и не я один приходил в недоумение: угольный разрез и электростанция - рядышком, в километре каком-то друг от друга, а хозяева - два разных ведомства. А это и две конторы, и службы параллельные, и купля-продажа друг другу продукции - со всеми взаимными накрутками, НДС и прочими налогами. Очевидно, что неразумно все это, не способствует удешевлению общего конечного продукта - вырабатываемой электроэнергии. Ведь местный уголь никуда больше практически не пригоден, для его сжигания на нашей ГРЭС даже котлы пришлось специальные конструировать. Все соглашались: надо объединять. Но дальше дело не шло, увязало в болоте ведомственных разногласий. Нас поддержал губернатор Приморья Евгений Наздратенко. Потом во главе топливно-энергетического комплекса страны появилась светлая голова - Сергей Кириенко. Он приехал в Лучегорск, оценил ситуацию и загорелся идеей. Тогда только дело и сдвинулось с мертвой точки.
Как только “ЛуТЭК” заработал, зимой уже не было отключений, край не погружался во мрак. Уверен, ничего другого приморцы и не заметили в ту зиму. Да и не могли заметить: перестроечная, организационная работа шла в общем-то тихо, внутри наших трех коллективов - энергетиков, угольщиков, транспортников. Шли мы неизведанным путем, решалась серьезнейшая задача по созданию совершенно новой производственной структуры, работоспособной и экономичной, не имеющей аналогов в России. И параллельно с этим мы сразу же приступили к наращиванию объемов производства.
Мы стали решать одну из главных задач: полностью обеспечивать себя собственным углем - ведь это непременное условие снижения себестоимости вырабатываемой электроэнергии. Получилось: в этом году мы завезли со стороны только 35 тысяч тонн угля - в летнее время, когда стоял разрез, а к концу года добудем 6,2 миллиона тонн собственного. Нам его будет достаточно для несения установленного уровня нагрузки.
Главная цель реорганизации - стабильное, последовательное снижение стоимости вырабатываемой электроэнергии до уровня цены за киловатт на общероссийском рынке. И даже ниже этого уровня, чтобы и коллективу был доход. Сейчас эта рыночная цена равна примерно 27 копейкам - в Нерюнгри, на Зее или в Лучегорске. Но наша отпускная цена за киловатт пока гораздо выше. Государство нам сейчас погашает эти неизбежные убытки, установив конкретный срок достижения общероссийского рыночного уровня отпускной цены. Мы разработали четкий график снижения себестоимости электроэнергии и неуклонно его выполняем: в течение года тариф нашей электроэнергии равнялся и 38 копейкам, и 37, и 36, и 35. 1 января мы должны выйти на 30,5 копейки за киловатт.
- Вы упомянули о живых деньгах. А как с зарплатой у вас?
- Как у всех. В октябре только начали выплачивать часть мартовской. Летом люди не выдержали и сели на рельсы, разрез остановился. Но от этого денег не стало больше - все уже убедились в этом. А предприятие потеряло 100-150 миллионов рублей. А ведь здесь тоже и потерянная зарплата, и средства для решения социальных проблем, предусмотренные колдоговором. Мы хоть и передали жилье в муниципальную собственность, но тут же взяли его на свое хозяйственное обслуживание. У нас собственная медсанчасть, несколько детсадов, дворец культуры. А денег нет по-прежнему. 95 процентов всех появляющихся на счетах денег мы сразу же направляем на выплату зарплаты, хотя с профсоюзом договаривались о 90 процентах.
- Зима будет трудной?
- Несомненно. Из-за отсутствия средств многие электростанции региона не смогли в необходимых объемах произвести ремонтные работы и создать запасы топлива. Хабаровск вообще до 9 миллионов тонн угля завозит. Не сделали достаточных запасов электростанции юга Приморья. Мы тоже несколько подорвали свои зимние запасы - в сентябре-октябре из-за нехватки дизтоплива упала добыча угля и вскрыша в разрезе. Сейчас дизтопливо пошло, и разрез начал работать на полную мощность.
- Почти год действует ЗАО “ЛуТЭК”. Ваш опыт каким-то образом востребован в стране?
- Летом я был на совещании в РАО “ЕЭС России”, и Анатолий Чубайс тогда еще сказал, что к осени еще два таких комплекса начнут работать и несколько вступят в строй к концу года. По нашему пути пошли Гусиноозерская и Березовская ГРЭС, объединившись с угольными разрезами. Так что - лиха беда начало...
- Сейчас коллектив “ЛуТЭКа” - это более 7 тысяч человек. Практически почти все работоспособное население района. Да и те люди, что не работают непосредственно на вашем предприятии, так или иначе работают на него - учителя, медики, работники культуры, торговли и т. д. Поэтому проблемы района, видимо, вам небезразличны?
- Продолжаем строить жилье, асфальтировать улицы и дороги, в села ходят наши автобусы, доставляя туда бесплатно наших работников - многие там живут. Естественно, на них ездят и жители села, не работающие у нас, и тоже бесплатно. А эти поездки сейчас немалого стоят. Помогаем школам, экологическому музею в селе Верхний Перевал. В селе Нагорном осенью установили памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной. Народными гуляньями отмечаем профессиональные праздники...
- Валентин Викторович, в свое время вы были депутатом верховного, краевого советов и думы. Так что в политике вы человек искушенный. Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в стране?
- Я дал себе слово еще в 91-м году не заниматься политикой и не делать каких-либо публичных оценок... И все же мне очень нравится Сергей Кириенко. С ним было очень приятно работать. Ведь о нем практически никто сейчас не говорит худо, потому что он, по сути, не сделал ни одной ошибки. Я очень хорошего мнения о Евгении Примакове и сформированном им правительстве. Положение, конечно, тяжелейшее, валиться нам уже дальше некуда. И с этим правительством невольно мы связываем свои последние надежды на лучший исход. Хотелось бы не ошибиться...
- Вопрос, может быть, не очень корректный: где ваш роскошный коттедж? Приходилось слышать...
- Еще дача на Канарах, замок в Германии, коммерческие интересы в Харбине... Пережил я несколько доносов по этому поводу, проверок. Хотя хотелось бы купить квартиру во Владивостоке - дочка подрастает. Я сам из Владивостока, там родились и родители, а вот дед с бабушкой в начале века приехали из Смоленска и Чернигова. Отец, Виктор Григорьевич, был потомственным энергетиком, с 14 лет работал. В 49-м он с нуля начал строить Партизанскую ГРЭС, а потом был ее директором - 19 лет ей отдал. Не нажили родители палат каменных. Да и вы мою квартиру видели - не блеск, конечно. У нас почти вся семья в энергетике. Брат - зам главного инженера на Артемовской ГРЭС, сын Виталий - заместитель технического директора нашей электростанции. Вот только старшая дочь Инна на четвертом курсе ВГУЭС изучает иностранные языки...
- Ну да ладно, не хлебом единым, как говорится. Есть семья, есть и увлечения. Как в этом плане у вас?
- Увлечение одно: работа, работа и работа. Она и изнуряет, она и заряжает на новые дела, как электричество. И еще доченька Кристинка - ей только недавно 4 годика исполнилось. Отрада для души - в ее обществе обо всем забываешь...