Останется ли Россия морской державой?
Первый морской форум России, прошедший в Петербурге, стал заметным событием в стране даже на фоне финансового кризиса. Заинтересованность правительства в проблемах, поднятых на форуме руководителями морской отрасли и судоходных предприятий, подтверждалась и участием министра транспорта РФ Сергея Франка, зам. руководителя администрации президента Юрия Ярова, руководителя Федеральной службы морского флота Александра Луговца, зам. председателя Государственной думы Артура Чилингарова, зам. председателя ГТК Олега Свиридова и других.
Участники форума отметили, что необходима хорошо продуманная государственная транспортная политика, способствующая пополнению флота, развитию портов и судоремонтных заводов. Такой политики в целом нет, и это больно сказывается на всех сферах деятельности морского транспорта.
Наш земляк, генеральный директор ОАО “ДВМП” Виктор Миськов является, несомненно, признанным авторитетом в морской отрасли. Он выступил с содокладом, который вызвал особую заинтересованность. Речь шла о проблемах малого и среднего морского бизнеса, о необходимости объединения деятельности всех судоходных компаний с целью собственного выживания, а главное - в интересах российского государства.
“Само Дальневосточное пароходство, - подчеркнул, в частности, президент ФЕСКО, - провело переговоры с конкурентами, работающими на направлении США - Новая Зеландия - Австралия. Было подписано соглашение о сотрудничестве между ФЕСКО и компанией “Коншип”, чьи интересы напрямую соприкасаются. ДВМП продает компании “Коншип” на своем тоннаже часть вместимости в обмен на продажу компанией “Коншип” части свободного тоннажа под грузы, которые будет перевозить Дальневосточное морское пароходство. Экономия расходов будет составлять только на первой стадии развития сотрудничества миллионы долларов”.
На форуме многие его участники высказывались против частых проверок деятельности судоходных компаний. Эту позицию не поддержал Виктор Миськов, заметив при этом, что в особых случаях проверки, напротив, более чем уместны. Во Владивостоке, например, суда некоторых частных компаний терпят бедствие у самых причалов бухты Золотой Рог. Количества топлива в танках затонувших судов хватит, чтобы окончательно умертвить бухту. Основу флота мелких частных предприятий составляют старые, часто технически непригодные для эксплуатации суда. И в таких случаях всесторонние проверки могли бы только принести пользу.
Г-н Миськов также подчеркнул, что решение кадровых, социальных вопросов является прямым делом всех компаний, занимающихся судоходным бизнесом, независимо от юридического статуса.
Также важной проблемой является страхование судов. В случае серьезных убытков, как правило, предполагается финансовая ответственность перед другими участниками транспортного процесса. В мировой практике судоходства данная проблема решена повсеместной покупкой страхования рисков ответственности. Однако небольшие компании, стремясь снизить эксплуатационные расходы, зачастую любой ценой отказываются от страхования. Принятие закона, регулирующего обязательное страхование рисков ответственности судовладельца, позволит обеспечить развитие отрасли с нормальным планированием расходов и доходов, без внезапных финансовых ударов...
“...Необходимо поднять престиж российского флота. Именно мы ответственны за судьбу российского флота, и именно сейчас решается вопрос, будет ли впредь Россия морской державой”, - эти слова Виктора Миськова стали своеобразным итогом первого морского форума России.