Родина моя ты непутевая...
Сегодня у всех нас, приморцев, необычный праздник. Ровно 60 лет назад, 20 октября 1938 года, в России появился, выражаясь современным языком, еще один субъект - Приморский край. Длинный и, возьму на себя смелость утверждать, многострадальный путь прошла малая родина, прежде чем обрести свой нынешний статус. Пожалуй, не сыщется в России другой подобной территории, где бы проводилось столько экспериментов по части административно-территориального устройства.
Отнюдь не юбилейные заметки по поводу одной годовщины1942 г. Все - для фронта......все - для Победы!1945 г. Парад 9 мая и......всеобщее ликование.1959 г. Хрущев посвятил краю целую неделю.1961 г. Рождение символа города.1971 г. Площадь Луговая.1972 г. Праздник ул. 25 Октября.1972 г. "Восток" - чемпион СССР.1975 г. Проводы на БАМ.1978 г. Третий визит Л. И. Брежнева.1985 г. Экипаж "Алексея Чуева" возвращается с очередной победой.1986 г. Встреча с последним генсеком.1988 г. Ким Ир Сен на Хасане.1990 г. Ельцина еще обожали.1992 г. Очередь на маршрутку.1998 г. Дом ребенка. Брошенные дети.Откуда есть пошла земля приморскаяВпервые заамурская земля, как окрестил территорию края один из основателей Владивостока Евгений Бурачек, перестала быть “бесхозной” и обрела свое законное лицо еще в 1860 году. Произошло это вскоре после подписания знаменитого Пекинского трактата, затвердившего границы между Китаем и Российской империей. Край практически в сегодняшних границах вошел в состав Приморской области, образованной четырьмя годами раньше и включавшей в себя почти всю территорию современного Дальнего Востока. В свою очередь область структурно входила в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства (с центром в Иркутске).
Утрясение пограничных проблем самым благотворным образом сказалось на освоении новых русских земель, и вскоре царское правительство вынуждено было вносить коррективы. Тихоокеанское побережье “отпочковывается”, и в 1884 году создается Приамурское генерал-губернаторство, кстати, самое обширное в империи. Его образование помимо всего прочего, как писал современник, “диктовалось усиливающейся опасностью иностранной интервенции, поэтому и возникла необходимость царскому правительству иметь более крепкое административно-территориальное управление...” Еще через 6 лет резиденция военного губернатора и областное управление переносятся из Хабаровска во Владивосток, который к тому времени уже был признанным военным форпостом - сюда из Николаевска-на-Амуре в 1871 году передислоцировалась Сибирская флотилия.
Совершенствуя структуру управления окраинными территориями, царское правительство параллельно проявляло немалую заботу о решении другой, не менее важной задачи - подъема местной экономики. Сошлюсь лишь на два сегодня совершенно забытых примера.
В 1908 году председатель совета министров Петр Столыпин делает в Государственной думе специальный доклад о необходимости постройки Амурской железной дороги, а через два года с группой высоких министерских чиновников и специалистов уезжает в Поволжье, в Сибирь, где в течение целого месяца изучает на месте проблемы реализации аграрной реформы.
Можно ли представить, например, Чубайса, выступающего в Госдуме в защиту, скажем, “Дальэнерго”, а Гайдара или Кириенко, отправившихся в месячную командировку по восточным регионам? Но вернемся к дням минувшим.
Управленческая чересполосицаЧтобы там ни говорили, а прежний режим сумел выработать такую схему административно-территориального управления, при которой учитывались все аспекты стратегических интересов России на Тихоокеанском побережье. Конечно, многое (например, та же аграрная реформа) не было доведено до конца, но в общем потомкам достался не такой уж и плохой задел. Только вот как им распорядились...
Упразднив одним махом генерал-губернаторства, но оставив при этом уездно-волостную схему, большевики очень быстро столкнулись с тем, что гигантская территория вдруг оказалась очень плохо управляемой. Создаваемые на местах Советы реальной властью не обладали, фактические хозяева - губкомы - были слишком далеки от насущных проблем, да и руководствовались преимущественно инструкциями из Москвы, совершенно не учитывающими особенности края.
Представляю, как возмутятся, прочитав эти строки, адепты “триумфального шествия” советской власти по стране. А еще напомнят крылатые ленинские слова о городе нашенском. Но если абстрагироваться от затверженных символов и окунуться в реальную жизнь 20-х годов?
В истории Приморья, как, впрочем, и всего Дальнего Востока, это наиболее “темный” период. В современной исторической литературе о нем говорится лишь вскользь. И не мудрено. В середине 20-х годов регион фактически оказался беспризорным. Все попытки властей наладить более или менее сносное административное управление, а следовательно, и функционирование экономики носили случайный, бессистемный характер.
Сначала, в 1923 году, взамен бывшего генерал-губернаторства была создана Дальневосточная область, в которую на правах субъектов вошли губернии, в том числе и Приморская. Спустя 3 года такое устройство было признано несостоятельным, и область стала именоваться Дальневосточным краем. Как указывалось в постановлении ВЦИК, “в связи с переходом от губернского и уездного административно-территориального деления на окружную и районную системы”. Неплохая по замыслу, в реальной жизни схема опять оказалась неэффективной. И все по той же причине - необъятности территорий, к тому же малозаселенных, несовершенстве их управления.
Местные руководители были малоопытны, по большей части из вчерашних “рубак”. Москве же, раздираемой бесконечными внутрипартийными разборками и борьбой за власть после смерти Ленина, по большому счету, начхать было на то, что делалось где-то у черта на куличках.
Всего лишь один штрих. В 1924 году во Владивостоке по указанию Москвы была предпринята попытка возродить военный флот. Именовался он очень громко - Морские силы Дальнего Востока. Вскоре, однако, из края ушла в столицу депеша - накладно.
На месте виднее, посчитали в столице, и соединение расформировали. Часть кораблей передали пограничникам, другую направили в Амурскую флотилию. Такие действия сегодня просто не укладываются в голове. Но, увы, они были. Из песни, как говорится, слов не выкинешь.
Многочисленные административно-географические перетряски, отфутболивания из одной области в другую, замена уездов на районы, волостей на сельсоветы, причем зачастую без каких-либо аргументированных объяснений (а кампания по украинизации ряда районов Приморья?) - все это негативным, если не сказать больше, образом сказывалось на умонастроениях людей, усиливало, особенно в сельской местности, чувство заброшенности и безысходности. В некогда стабильном крае начались миграционные процессы. В 20-30-е годы с карты Приморья исчезли (вдумайтесь!) более двухсот населенных пунктов - от хуторов до больших сел.
За двух битых дали один субъектТрудно сказать, как долго продолжалась бы управленческая вакханалия, не случись событий 1929 года. Конфликт на КВЖД и вторжение Японии в соседнюю с СССР Китай враз вынудили советское правительство вникнуть в проблемы края.
Красной армии удалось отстоять железную дорогу, но было ясно: судьба КВЖД предрешена. Случись что-нибудь посерьезнее, не миновать на дальневосточных рубежах куда большей беды.
Надо сказать, что Сталин к тому времени уже по-другому стал смотреть на Дальний Восток. Реалии социалистического строительства быстро спустили вождя с революционных небес. Он уже не вынашивал, как в 1925 году, идею продажи японцам северного Сахалина за миллиард рублей. Наряду с председателем Далькрайисполкома Я. Гамарником, первым предложившим идею строительства Комсомольска-на-Амуре, Сталин оказался первым человеком в большевистском руководстве, кто по-настоящему оценил громадные перспективы восточной окраины. Но только после событий на КВЖД Приморью стали оказывать действенную помощь. Для воссоздания Тихоокеанского флота литерными составами с запада на восток перебрасываются подводные лодки, катера, артиллерия, другое вооружение. Совершенствуется береговая оборона. Между прочим, именно в те годы на острове Русском строилась знаменитая Ворошиловская батарея.
Дорогие приморцы!
В эти дни мы отмечаем знаменательную дату. 20 октября 1938 года решением советского правительства Приморье было выделено из состава существовавшего тогда Дальневосточного края. На карте страны появилось новое административно-территориальное образование - Приморский край, которому суждено было стать важнейшим экономическим и геополитическим центром России. По историческим меркам 60 лет - это всего лишь мгновение, но в эти годы уместилась целая эпоха знаменательных событий.
Движение русских первопроходцев к берегам Тихого океана началось в XVII веке, их руками прорублены первые просеки в дремучей тайге, раскорчеваны и вспаханы первые земли, построены села и города, проложены дороги. Не случайно говорят об особом, дальневосточном характере. Мужество, стойкость, выносливость, трудолюбие, самопожертвование и патриотизм - эти характерные черты приморцев рождало нелегкое освоение далекой территории.
XX век дал новый толчок развитию региона. С открытием регулярного судоходного сообщения между Владивостоком и портами Черноморья и окончанием строительства железной дороги от Владивостока до Хабаровска сюда начали активно приезжать переселенцы. На годы советской власти приходится эпоха промышленного роста Приморья, строительства мощнейших океанских портов.
За последние шесть десятков лет край превратился в форпост России на Дальнем Востоке и достойно представляет наше Отечество в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Замечательные люди, крепко полюбившие этот край "при море", стремились как можно полнее раскрыть его экономический, технический, научный и культурный потенциал. Огромная роль в этом первых руководителей края - Николая Пегова, Василия Чернышева... И сегодня - это край моряков, рыбаков, шахтеров, энергетиков, строителей, сельскохозяйственных рабочих. Культурный и научный центр - здесь базируется президиум Дальневосточного отделения Российской академии наук. Продукция "Спасскцемента", завода "Прогресс", "Дальсои", Находкинского молочного комбината, таких предприятий, как "Приморский сахар", "Пивоиндустрия Приморья" и "Уссурийский бальзам", известна далеко за пределами края.
Выгодное геополитическое положение Приморья, близость к японскому, корейскому и китайскому рынкам, незамерзающие порты, выход транспортной инфраструктуры на Транссибирскую магистраль, судостроительная, авиационная, рыбодобывающая и обрабатывающая промышленность делают край привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов, способствуют развитию бизнеса.
Заботой краевой власти и всех приморцев остается сбережение земель русских, границ на востоке и тем самым укрепление могущества государства российского. Мы все вместе смогли отстоять приморские земли у российско-китайской границы, обильно политые кровью и потом наших предков.
При всей сложности экономической ситуации в стране и крае нам важно сохранить оптимизм, веру в общечеловеческие ценности, которые позволят нам построить благополучие завтрашнего дня.
Дорогие друзья! В наш с вами праздник желаю вам счастья, здоровья и трудовых успехов на благо нашего прекрасного Приморья!
Губернатор Приморского края
Е. Наздратенко
Произошли перемены и в других сферах. С приходом базы “Алеут” налаживается китобойный промысел. Всемирно известный ученый Владимир Комаров хлопочет об открытии Дальневосточного филиала Академии наук СССР.
Чтобы повысить роль местных регионов, по предложению Москвы, решено было перейти на областной уровень. Но не прежний, образца 1923 года, а модернизированный: область должна быть компактной, с приданием ее руководству больших полномочий. По такому принципу в 1932 году в составе ДВК теперь уже из сугубо приморских территорий была образована Приморская область. Через два года по соседству появилась еще одна - Уссурийская.
Но окончательно расставил все на свои места 38-й год. Точнее, случившийся в июле-августе конфликт у озера Хасан. Тогда советское правительство столкнулось, может быть, впервые с тем, что при существующих порядках не в состоянии оперативно оказывать влияние на ситуацию. Требовалось на правительственном уровне принимать безотлагательные решения, дабы не оказаться втянутыми в крупномасштабный вооруженный конфликт, а с Дальнего Востока нередко поступала противоречивая информация. Краевое партийное руководство находилось в Хабаровске, за 1000 километров от района боев. Но дело даже не в расстоянии. С Приморского обкома, находившегося рядом, особо не спросишь - все свои действия он согласовывает с Хабаровском. Последний же шагу не ступит без согласования с Москвой. Ситуация неожиданно усугубилась демаршем В. Блюхера. Прибыв на Хасан, командующий ОКДВА фактически самоустранился от руководства войсками...
Еще продолжались хасанские бои, а в кремлевских кабинетах уже вовсю кипела работа по “перекраиванию” дальневосточной карты, предоставлению Приморью статуса, наиболее полно соответствующего реальному стратегическому значению края.
Так появился на свет указ Президиума Верховного Совета СССР “О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края...”
Завещание СтолыпинаВ дальнейшем новые образования несколько раз корректировались, уточнялись, из края в край передавались отдельные районы, в 1943 году не стало Уссурийской области, но принципиальное решение было принято раз и навсегда.
Другими, более секретными документами, кардинально пересматривалось военное строительство. Приморье становилось подлинным форпостом. Как показала жизнь, это был наиболее оптимальный вариант разрешения внутритерриториальной дальневосточной проблемы. Жаль только, что на понимание столь очевидной истины ушло почти 20 лет...
Все это так, скажет читатель, но что имеем сегодня, к чему пришли? Статус вроде сохранился, все ветви при деле, демократически избраны - как и мечталось на заре революции. А результат? То ли сегодня значение для страны имеет наш край, каким оно было еще совсем недавно?
Впрочем, это тема для отдельного разговора. Заметим лишь, что как никогда актуальными остаются сегодня слова Петра Столыпина: “Оставлять этот край без внимания было бы проявлением громадной государственной расточительности”. Вещий, пророческий завет...