Как искра сгорая, стремится вверх

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Всякий уважающий себя театр непременно имеет в репертуаре хоть одну постановку бессмертного чеховского произведения. Камерный театр драмы, преклоняясь еред творением великого русского писателя и драматурга, после “Чайки” и “Вишневого сада” осуществил постановку “Трех сестер”, премьерой которой и открывает 17 октября свой 52-й театральный сезон

- Эта драма - моя давняя мечта и мой давний страх, который сейчас я пытаюсь изжить, работая над постановкой, - несколько удивил меня откровениями художественный руководитель и главный режиссер Камерного театра драмы Леонид Анисимов. - “Три сестры” для меня пьеса в большей степени таинственная. Непросто мужским сердцем понять и постичь женскую психологию, пронизавшую пьесу. Не одно поколение зрителей интригует и то, что Чехов назвал “Три сестры” драмой, тогда как “Чайка” и “Вишневый сад” - комедии. Нелогичен, на мой взгляд, был и финал пьесы.

Вообще Леонид Иванович считает Чехова жестким, даже жестоким автором. Своих героинь он бесконечно погружает в тяжелые переживания: пожар, смерть отца, убийство барона Тузенбаха, трагическая любовь Маши, полная драматизма любовь Ирины и не менее горестное отсутствие любви у Ольги.

- И лишь к финалу пьесы сестры начинают любить жизнь такой, какова она есть. Это высочайший дар, который может приобрести человек. (Тут Леонид Анисимов привел слова из Библии, как бы подтверждающие его видение пьесы: “Ибо рождается человек на несчастья для того, чтобы, как искра сгорая, стремиться вверх”.) Именно эту истину осознают Ольга, Ирина и Маша: любить жизнь надо за несчастья, за тот опыт, который они дают человеку.

Актуальность драмы Чехова “Три сестры” сегодня неоспорима, считает Анисимов. Если жизнь доводит человека до дна, ему ничего не остается делать, как оттолкнуться от этой тверди, чтобы начать свое движение вверх. То же происходит и с героинями пьесы Чехова. И тут уже неважно - через сколько времени человек поднимется до глотка воздуха, важно, что есть это движение, этот рывок. На подсознательном уровне Камерный театр стремится донести эту мысль до зрителя.

Финальный монолог Ольги, по мнению главного режиссера, прозвучит не как итог страданиям. Это будет монолог-тост во имя жизни. Как это не парадоксально, но драмы Чехова оптимистичнее его комедий.

Не случаен и выбор музыки к постановке - старинный марш “Уход батареи на позиции”, в котором, как и в пьесе, тема печали сменяется жизнеутверждающей мелодией. “Времена года” Чайковского напомнят зрителям о быстротечном времени, над которым, как и мы, не властны героини драмы.

Художник-постановщик Сергей Аксенов в очередной раз удивит зрителей новым пространственным решением малой сцены.

Интересными обещают быть и актерские работы. Ольга Юренко, Лика Волосянко, Анастасия Федосеева - сестры, Виктор Байгулов - Ферапонт, Александр Волосянко - Вершинин...

Впрочем, тут необходимо оговориться, что в постановке занята почти вся труппа и у всех действующих лиц два состава исполнителей. И это обусловлено не банальной подстраховкой на случай болезни актера. Это творческий принцип Камерного театра. Леонид Анисимов убежден, что искусство театра отмирает, как атавизм, а будущее театра принадлежит драматическому искусству. Различие между этими двумя понятиями, на его взгляд, серьезно. У Леонида Ивановича есть на этот счет своя формула, проверенная годами. Вот уже 7 лет он ведет эксперимент “ухода от театра как такового”. Два состава - это один из элементов этапов высшей школы драматического искусства. Суть во взаимообучении, когда актер может видеть другого актера в той же самой роли... Возможно, я даю весьма поверхностное представление об эксперименте Анисимова, но у меня сложилось впечатление, что и зритель не посвящен в таинство постижения драматического искусства.

В свое время Анисимову предлагали поставить “Трех сестер” и в Америке, и в Японии. Но он решил осуществить эту постановку только со своей труппой актеров-единомышленников.

В самое ближайшее время Камерный театр драмы выезжает в Америку (города Сиэтл и Такома) на гастроли, где покажет пьесу Горького “На дне” и, возможно, чеховскую драму “Три сестры”, а также примет участие в открытии художественного театра Станиславского в штате Вашингтон.

Накануне нового театрального сезона хочется пожелать Камерному театру драмы глубокого понимания драматургии не только внутри труппы и за пределами России, где театру дают высокую оценку, но и среди приморских зрителей, не ведающих серьезных различий между искусством театра и драматическим искусством, а просто любящих классическую драматургию, которая так щедро представлена нашим Камерным театром.

Перелистывая собрание сочинений А. П. Чехова, я наткнулась на строки его письма к возлюбленной. И это пожелание накануне встречи с драматургией Чехова я позволю себе переадресовать всем нам:

“...Главное, будьте веселы, смотрите на жизнь не так замысловато; вероятно, на самом деле она гораздо проще. Да и заслуживает ли она, жизнь, которой мы не знаем, всех мучительных размышлений, которыми изнашиваются наши российские умы, это еще вопрос”.