Цветные сны, ставшие явью
Наверное, мало кто задумывается о том, что театр - это не только режиссер, сыгранная труппа, хорошая музыка, костюмы, но прежде всего целостная картина всего спектакля, которая в сущности и остается потом в памяти. Удачно подобранный штрих, деталь, краска - нужно быть настоящим художником, чтобы суметь собрать все это воедино.
Евгения Турецкая - главный художник театра кукол - должна была в свое время поступать в авиационный институт. Только туда, потому что ее папа и две сестры были авиационными конструкторами. Шла она как-то по улице родного Питера и увидела объявление о том, что в театральный институт принимаются абитуриенты на специальность “художник-скульптор”. Никогда раньше она не задумывалась об этой профессии, зато всегда рисовала. Поэтому рисунки, требуемые на конкурсе при поступлении, у Евгении имелись. Итак, театральный институт. Серьезный дядя в приемной комиссии просмотрел работы и сказал, что это просто ужас какой-то! Ведь поступают-то люди подготовленные - из художественных школ, с поставленной рукой, - порассуждал... и допустил абитуриентку к экзаменам. Что касается папы, который всегда был авторитетом для Евгении, человека высочайшей интеллигентности, то его реакцию на поступление дочери трудно выразить словами - он возмущался, раздражался, ругался, считая, что художник - не профессия. И все же победила дочь.
- Понимаете, я была свободна. Я выбирала профессию не задумываясь, что этим мне нужно будет заниматься всю жизнь. Я понятия не имела, кто такие художники-скульпторы, но словосочетание мне понравилось. Я не тряслась, не боялась на экзаменах, свободно сдала специальность... И поступила.
Когда Евгения училась, на нее смотрели как на дитя природы, которое развивалось и росло по ее законам, а не по правилам каких-либо школ и направлений. Женя училась с удовольствием, от души, не встречая ни малейших препятствий. И пусть вам не кажется, что рассказ об учебе затянут - эти пять лет, если вдуматься, все же определяют жизненный путь и позволяют (или не позволяют) состояться в дальнейшем. Евгении повезло, что ее преподавателями стали люди, которые были безумно интересны и внешне, и внутренне. На них она подспудно равнялась всю жизнь. Папа же, все пять лет считавший, что дочь занимается архинесерьезным делом, примирился с ее профессией, только когда поприсутствовал на защите диплома. Институт был окончен, и новоиспеченному художнику предложили аспирантуру кафедры театра кукол. Казалось бы, все на ближайшие годы было расписано - диссертация, кандидатский минимум. И вдруг однажды она поняла, что ей суждено посвятить свою жизнь не тому, чтобы ставить спектакли, искать, творить, ошибаться, а тому, чтобы писать о чужих спектаклях.
- И мне стало абсолютно неинтересно, я подумала, что лучше буду делать их сама. Заниматься описанием чужих работ - что может быть обиднее для художника...
Запрограммированная жизнь рушилась. О Владивостоке, который был одним из пунктов распределения, Евгения понятия не имела. И для всех ее друзей и знакомых было очевидно, что она, всю жизнь прожившая в Ленинграде, останется здесь же: благо, имелось место главного художника городского дворца пионеров.
- Но я сказала, что хочу все заново. Вот так и оказалась здесь - с чемоданом, ребенком и этюдником под мышкой...
С 1976 года по сей день Евгения Турецкая - бессменный главный художник театра кукол. Административная деятельность, регалии - к ней это не имеет никакого отношения. Главное - работа. Театр кукол в этом смысле - объект специфический. Казалось бы, чем больше красок, ярких кукол, тем привлекательнее он для ребятни. А вот и нет, гораздо важнее, чтобы эти краски были продуманы, хорошо собраны, словом, чтобы спектакль был художественно сочинен. А еще важно, чтобы режиссер и художник находили общий язык, чтобы кукла изготавливалась в расчете на конкретного актера, чтобы у бутафора было хорошее настроение. И от многих-многих мелочей, которые обуславливают успех спектакля. Например, все сложилось в последней работе “Добрый доктор Айболит”. Это один из тех спектаклей, которыми Евгения Моисеевна довольна. Вспоминает она еще “Несусветную комедию”, “Приключения Дружка”, “Волшебную лампу Аладдина”...
За многие годы в театре Евгения Турецкая поняла, что с куклами едва ли проще, чем с живыми актерами. Есть люди, которые приходят и называют кукол игрушками. Игрушки - это совершенно другое. Понимание же куклы приходит постепенно, может быть, вот только сейчас ей открывается восьмой - десятый слой кукол, просто количество переходит в качество, приходит понимание магии театра кукол, когда они начинают жить своей, отдельной от создателя жизнью.
Евгения Турецкая не держит дома кукол, даже самых удачно исполненных. Как и не вывешивает на стены свои рисунки, потому что ей интересно только то, что еще не сделано. Наверное, она не сентиментальна. Хотя воспитывает ученицу, вкладывая душу.
- Наверное, необязательно кого-то учить, просто я увидела человека цельного, умного, с хорошими руками. Это как насчет дерева, которое должен посадить... Копаться в земле я не любитель, поэтому ничего не садила, а вот воспитать ученика... Думаю, что из Иры Цыпыловой получится хороший художник.
Оставляет Евгения Моисеевна за собой право на собственный, сугубо личный уголок в жизни. Это ее рисунки, условно названные “Сны о театре”, в котором, видимо, понятие “театр” намного шире традиционного. В этих “Снах...” - цветных и черно-белых - она становится самой собой. А ее триптих “Благовещение”, “Повеление бога Исааку”, “Рождество” - не дань моде на Библию, это ее представление вечных сюжетов. К сожалению, увидеть их можно только дома у автора, никаких выставок не предполагается. А может быть, так и лучше: нет заданного прицела “на зрителя”. Есть художник и его мир, в котором ему нескучно.
В театре тем временем готовится к постановке “Сказка о царе Салтане”, которую Евгения Турецкая уже ставила в Польше в г. Ольштин.
- Я уже делаю эскизы. Самая главная сложность - не повторить саму себя. До сих пор, надеюсь, этого не происходило.