Запас властей не ломит
Многим находкинцам, прежде всего работающим в бюджетных организациях, вскоре придется перейти на хлебо-водочную диету. Хлеб пока не подорожал - 3.80-4 рубля за буханку. Да и водка - незаметно. Мэр Находки Виктор Гнездилов заверил горожан, что не допустит, чтобы цены на продукты первой необходимости, производимые в городе, сорвались с тормозов.
Более подробно ситуацию пояснила заведующая отделом цен городской администрации Лина Коростылева. Больше года в Находке действует местное постановление, по которому ограничиваются до 25 процентов торговые надбавки на сахар и хлеб. К тому же краевые власти ограничили размер надбавки на рис, гречку отечественного производства, муку Уссурийского мельзавода, соевое масло Уссурийского масложиркомбината. Так называемый кризис перевернул все. Теперь подорожание идет в первую очередь за счет роста базовых цен, на которых отражается, понятно, курс доллара. Например, Находкинский мясокомбинат работает на привозном китайском сырье. Молокозавод получает сухое молоко и прочие ингредиенты из Австралии. Уссурийский сахарный завод использует импортный тростниковый сырец.
Еще в прошлую пятницу отпускная цена на сахар оставалась на уровне 9 рублей. Но с 1 сентября на 70 процентов увеличились таможенные пошлины на это сырье. А это значит, что подорожают продукты, в производстве которых используется сахар. Находкинский хлебозавод пока не планирует поднимать цены на хлеб. В запасе муки на 2 недели. Но уже следующая партия из Челябинска придет по новой цене - это как пить дать! Кроме того, хлебопеки используют уже подорожавшие сахар и масло.
Что делать? Специалисты городской администрации подготовили постановление: ограничить торговые надбавки до 20 процентов, позволить снижение уровня рентабельности предприятий, производящих продукты первой необходимости, до 15 процентов. Кроме того, предусмотрено ограничение продажи муки, круп в одни руки. Не будет повышаться стоимость проезда в городском общественном транспорте, обещают на время не повышать квартплату...
Теперь, когда магазины пусты, покупатель устремляется на рынок. Здесь регулировать цены и вовсе невозможно. Выявить разницу между оптовой и розничной ценой можно только с помощью налоговой инспекции. Впрочем, и это сомнительно.
Примерно ту же неготовность к чрезвычайной ситуации демонстрируют и власти Артема. Ну как можно нарушать законы рыночной экономики, говорят они обывателю! А обыватель в ответ: да ее нет, рыночной экономики, экономики вообще нет, есть только “коммерция”. А уж ей-то раздолье в таком беспределе. Мы живем в экстремальной ситуации из-за низких зарплат и пенсий, из-за невыплат их. Значит, и действия властей должны быть соответствующими. В Воронежской, Ярославской, некоторых других областях, согласно информации в прессе, и в Якутии, например, сориентировались быстро и установили временный контроль за ценами на продукты первой необходимости. В Красноярске Лебедь вообще посоветовал коммерсантам, пока не поздно, поделиться. Именно это, надо полагать, сегодня дело первой необходимости.
И как тут не вспомнить, с какой необычайной легкостью загублена бройлерная птицефабрика “Михайловская”, исчезло растительное масло производства Уссурийска. И где же ответственная протекционистская политика наших властей, если везут некачественный картофель из Китая, тогда как в артемовских хозяйствах, например, он уродился на славу? А вот продать его и по 50 копеек за килограмм хозяева не могут.
Довольно оперативно отреагировал на обвал цен мэр Лесозаводска Сергей Агаджанов. Будучи на больничной койке, он тем не менее подписал обращение к местным коммерсантам, в котором посоветовал им руководствоваться разумом, а не хватательным инстинктом. Намек Сергея Саркисовича на возможные санкции (изъятие лицензий, визиты налоговой службы, СЭС) был понят. Однако и здесь ажиотаж правил бал. За считанные дни опустели прилавки муниципальных и частных магазинов. Сегодня в Лесозаводске крупы, муку и прочие продукты первой необходимости по “кусачим” ценам и в желаемом количестве можно купить лишь на рынках. В муниципальной же торговле отпуск продуктов ограничен строгими нормами. Перебоев в снабжении хлебобулочной продукцией нет. Причем цены на нее остались пока прежними. Однако на трех городских хлебозаводах и на многочисленных частных пекарнях ситуация может измениться не в пользу покупателей из-за прогнозируемого повышения оптовых цен на муку, запасы которой у многих частников-хлебопеков на исходе.
Специфика Большого Камня такова, что город, не имеющий собственного производства, кроме хлебокомбината и рыбозавода, полностью зависит от оптовика. Поскольку большинство оптовых баз в краевом центре закрыты, полки большекаменских магазинов зияют пустотой. В селах Шкотовского района ситуация и того серьезней. Как правило, магазины в небольших населенных пунктах в единственном числе. Большинство из них закрылись, оставив сельских жителей без возможности приобрести товары первой необходимости. Теперь, чтобы купить буханку хлеба, сельчане вынуждены ехать в более крупные поселки, затрачивая средства на дорогу.
Несмотря на ценовой беспредел, администрации города и района предпринимают попытки контроля за ситуацией. В среду администрация Большого Камня приняла решение ввести карточки на хлеб. Механизм реализации решения пока уточняется. А несколько ранее была создана комиссия по контролю за ценами. Есть 2 позиции, по которым надбавки на цены регулируются: хлебобулочные изделия и молокопродукты. Комиссия старается мгновенно реагировать на сигналы потребителей о нарушениях в ценообразовании на вышеперечисленные товары.
Чуть больше получаса длилось позавчера в мэрии Владивостока совещание по поводу чрезвычайной ситуации, сложившейся на потребительском рынке краевого центра. В нем приняли участие все ведущие службы города, главы районов, милиция.
Этого времени собравшимся с лихвой хватило на то, чтобы принять 2 решения. Первое - написать обращение в краевую думу, с тем чтобы она приняла меры по стабилизации ситуации с ценами. Второе - решено бросить собственные силы на повальную проверку оптовых баз, магазинов, коммерческих ларьков.
Тем временем, пока мэрия совещается и собирается в “большой поход” против торговли, цены, поднявшиеся на отдельные продукты в 3-4 раза, продолжают расти. Больше того, начавшийся ажиотажный спрос ведет к тому, что запас продовольствия во Владивостоке с каждым днем катастрофически уменьшается. В городах и районах кивают на край, край ждет известий из Москвы.
Единственное, чем можем потешить уязвленное самолюбие мы, покупатели, так это потребовать от продавцов акты переоценки товара с ее обоснованием. Даже если предприниматель меняет цены по нескольку раз в день, он должен подтверждать это соответствующими документами.
Увы, почти ни один из наших собственных корреспондентов в Приморском крае не смог заметить какой-либо четкой позиции, занятой профсоюзами. Ощущение такое, что во многих наших весях их попросту нет. Вот в Лесозаводске состоялось заседание совета председателей профсоюзных комитетов предприятий и организаций города. В нем приняли участие профсоюзные лидеры АО “Уссурийский ДОК”, ОАО “Стройтрест № 3”, РСУ и других. Главной темой разговора стала, как сказано, “выработка единых действий на намеченной на 7 октября всероссийской забастовке и о действиях профсоюзных организаций в период беспрецедентного повышения цен и резкого ухудшения жизненного уровня населения”. Итогом встречи стал проект обращения к жителям города и района, который после окончательной редакции станет официальным документом и будет опубликован в местных СМИ.
Как видно, и здесь инерция и удручающее отставание, что, впрочем, характерно и для всей страны. Еще в начале лета определена “железная” дата - 7 октября. Но жизнь-то меняется круче. Октябрь уж наступил!
Удивительно терпелив российский народ. Поразила реплика одной из старушек в очереди в Лучегорске, которую услышал наш корреспондент: “Были б магазины государственные - пошла бы и окна побила. А в этих, коммерческих, такие же бедолаги работают, как и мы. А до Белого дома - далеко...”
Тем не менее продовольственный ажиотаж и паника первых дней пошли на убыль. Теперь всех волнуют уже в основном два вопроса: практический - как своими силами сделать побольше заготовок на зиму. И теоретический - как прожить без денег.