Театр, как и прежде, вне времени
Это только непосвященному зрителю кажется, что театр начинает бурную творческую жизнь за неделю до открытия театрального сезона. На деле же затишье в летний период наблюдается лишь
на репертуарных афишах. А в стенах храма Мельпомены полным ходом идет процесс рождения премьеры.
В кабинете художественного руководителя академического театра драмы им. Горького Ефима Звеняцкого я появилась с одной целью: узнать, что ожидает зрителя в новом театральном сезоне. Но разговор не мог не сойти на рельсы проблем, обрушившихся на всех нас.
Да, театр давно уже живет и творит - вопреки. Но актеры, неизбалованные регулярным жалованьем, не спешат покинуть сцену, променяв ее на место в торговой точке. Проблемы, раздирающие общество, не обошли и людей творческих. Вот и болит голова у художественного руководителя и за выпускников института искусств, согласных играть за копейки, и за актеров старшего поколения, не мыслящих себя без театра.
Как печальная иллюстрация к нашему разговору в кабинет вошла сотрудница театра и попросила у Звеняцкого разрешения выписать аванс на 100 рублей. Чтобы снять неловкость сложившейся ситуации, мы условились говорить только о творческих планах и ближайших событиях в жизни театра.
Ну, прежде всего это премьера - оперетта Иоганна Штрауса “Летучая мышь”, которой и откроется новый театральный сезон 18 и 19 сентября. (Сразу оговорюсь: билетов в кассах уже практически не осталось. Кризис кризисом, а зрелища еще пока никто не отменял.) Осуществил постановку “Летучей мыши” давний друг театра им. Горького, непревзойденный мастер оперетты народный артист Украины, заслуженный деятель искусств России Юлий Гриншпун. Владивостокскому зрителю хорошо известны его режиссерские работы. Вспомнить хотя бы бенефисные спектакли “С любовью к себе” и “Героями рождаются”.
- Впервые в истории нашего города, нашего театра, - не без гордости заметил Ефим Звеняцкий, - осуществлена постановка классической оперетты силами драматических актеров. Поверьте, арии они исполняют на достойном уровне, прекрасно танцуют. И ничуть не проигрывают на фоне солисток Хабаровского театра музыкальной комедии, исполняющих ведущие женские партии.
Впрочем, все это - не вдруг.
Когда-то город был покорен мюзиклом “Биндюжник и Король”, “Goodbye и Аминь”, немного позднее “Мафиози” и “Моя прекрасная леди”. И все-таки “Летучую мышь” Звеняцкий ставит на порядок выше.
А вот шоу в театре, по мнению Ефима Семеновича, несколько изжило себя. И тут целый ряд причин. Все, что задумывалось, - реализовано, да и баснословные гонорары платить заезжим звездам будет проблематично. Хотя, как пел Фредди Меркьюри: “Шоу будет продолжаться вечно...” В активе театра - яркое представление, в котором задействовано почти 90 участников, 4 оркестра. При этом цены на билеты весьма скромные.
Главным достоинством шоу Звеняцкий считает то, что благодаря музыкально-пластическому тренингу актеры легко погрузились в жанр мюзикла и даже оперы. Все, что было наработано в шоу, как бы опрокинулось в оперную версию “Риголетто”, затем - “Травиату”. (Тут уместно воздать должное и солистам оперной студии, и симфоническому оркестру под управлением А. Тихонова.)
Случайно ничего не делается, убежден Звеняцкий. И вот уже опера П. И. Чайковского “Пиковая дама” в новом театральном сезоне, возможно, станет еще одной вершиной, которую возьмется покорить театр.
А пока в репетиционном периоде драма А. С. Пушкина “Борис Годунов”, которую зрители увидят в феврале 1999 года, года 200-летия великого поэта.
- Это потрясающее произведение. Его можно читать как Библию. Оно полно удивительно точных пророчеств, аналогий, параллелей. Есть в этом даже что-то мистическое. Жаль, безумно жаль, что к Пушкину относятся сейчас как к хрестоматийному автору. Но меня не покидают опасения, как это ни парадоксально, что в канун юбилея нас всех “закормят” Пушкиным, что тоже крайность. Дай бог, чтобы я ошибся.
Театр, как и прежде, будет представлять свою сцену для гастрольных исполнителей: в сентябре это Лия Ахеджакова и Михаил Жигалов в “Персидской сирени”, Светлана Варгузова и Юрий Веденеев с фрагментами из оперетт, затем “Принцесса цирка” Московского театра оперетты, с 11 по 20 ноября балетная труппа Вадима Писарева с неувядающим “Лебединым озером” и “Пер Гюнтом”.
В репертуаре 66-го театрального сезона зрители увидят “Комедию с убийствами” А. Руссена, “Анекдоты” по А. Вампилову, “Кадриль” В. Гуркина, ряд других постановок. В дни школьных каникул детей ожидает встреча с неунывающим Чиполлино.
Хочется верить, что академический театр драмы, взирая на экономические бури, будет, как и прежде, привносить в нашу жизнь прекрасное, доброе, вечное. (Не сочтите за банальность.)
А если кому-то и покажется красочная, искрометная оперетта “Летучая мышь” пиром во время чумы, то это ошибочное мнение. Ведь театр в своем изначальном площадно-скоморошьем обличье никогда не шел на поводу даже самых апокалипсических времен. И с этим утверждением художественного руководителя театра трудно не согласиться.