Многодетный Жуков
Мой сын из тех домашних детей, которые не выносят организованный отдых. Значит, в пионерлагерь его не пошлешь... Выходит, 3 летних месяца подросток будет шататься по улице?
И тут я узнаю, что при Морской академии существует школа юного моряка. Но самое трудное - уговорить сына. И тут мне на помощь приходит директор школы “Мореход” Евгений Жуков:
- Вы его только приведите... как бы на собеседование.
С трудом притащила сына.
- Я хочу проверить, сможешь ли ты управлять шлюпкой, - серьезно так говорит Евгений Иванович парню, - мы ведь не всех берем. Пожми мне руку.
Сын старается изо всех сил.
- Молодец, - хвалит Жуков, - настоящий мужик, такие люди нам нужны.
И о, чудо! Мой домашний мальчик решил ходить в школу юнг. Ему выдали настоящую курсантскую форму, и он гордо щеголял в ней перед соседскими ребятами, взахлеб рассказывая, что скоро они пойдут в многодневный поход на ялах под парусом.
Этот поход я никогда не забуду! Сын потребовал полную экипировку: чашку, ложку, миску и резиновые сапоги.
...Дошли они до бухты Нарва нормально, разбили палатки, переночевали (сын стоял на ночной вахте!), а утром южное Приморье накрыл очередной тайфун, и ребятам пришлось срочно возвращаться во Владивосток на буксире. Домой мой мальчик явился промокшим до нитки, даже белье было в песке, но глаза сияли.
Сколько потом было рассказов про этот самый поход! А когда пришло время выбирать профессию, сын сказал: Морская академия.
“Мореход” помог с выбором профессии многим мальчишкам. Эта удивительная, единственная в своем роде школа начиналась именно с Евгения Жукова. Он заядлый яхтсмен, яхтенный капитан, и однажды летом - а было это 33 года назад - прилепились к нему 11 мальчишек из его двора, ходили за ним с утра до вечера, просили, чтоб покатал на яхте. Тогда и решил он позаниматься с ребятами парусом. Тогда и прозвали его “многодетным Жуковым”...
Потом Евгений Иванович кроме летних походов решил проводить с юнгами еще и зимние семинары, а с самыми активными занимается круглый год, готовит из них будущих старшин, ведь они должны быть на голову выше остальных.
Как не хватает нашим детям именно мужского влияния и авторитета! В школе - женщины, дома - тоже, а если и есть отец, то нередко все время в морях. По своему опыту знаю, что у представителей этой профессии часто не складываются дружеские отношения со своими сыновьями. Евгения Жукова бог наградил удивительным педагогическим талантом.
И еще: удивительно, как в наше нестабильное время, когда рушится все и вся, и дети - самые главные пострадавшие, школа юнг не только не зачахла, а наоборот, развивается, оставаясь для ребят самого трудного возраста - от 12 до 17 - островом надежды. В прошлом году в “Мореходе” занимались 60 мальчишек, а в этом - 87! Еще 25 подростков, увы, остались “за бортом” - взять их не было возможности, ведь в штате всего трое взрослых: Жуков, завуч Ю. Подрезов, инструктор А. Александров.
Среди счастливчиков в этом году были и ребята с Русского острова, начальник ДВГМА В. Седых договорился с “Морпассом”, чтобы они добирались до Владивостока бесплатно.
В летней программе школы в этом году было уже 4 многодневных похода на ялах, впервые организовали плавания на яхтах - больших, настоящих. Опять же впервые 30 юнг стали членами экипажей в гонке на кубок Невельского. Впервые только из юнг был сформирован экипаж швербота “Юнга-2”, и он занял первое место в своей подгруппе.
А чего стоит плавание на прекрасном парусном фрегате “Надежда”! “Мореходы” совершили двухдневный поход, и не в роли пассажиров, а в роли матросов-юнг: судовые и авральные работы, поднятие парусов, вахта на руле. И даже погода была настоящая, штормовая.
Но прежде чем попасть на “Надежду”, Жуков поставил условие: научиться подтягиваться на турнике. И ребята старались. Поначалу многие “висели, как полотенца”, к концу занятий экзамен сдали почти все. Но вообще-то на “Надежду” взяли всех...
А еще в программе этого сезона - баскетбол и плавание, эстафета с элементами спасения утопающего, викторина, морская сигнализация, вязание узлов - морских и, конечно, перетягивание каната. Запомнились встречи с капитаном парусника В. Антоновым, боцманом Андросовым, подшкипером Бояркиным.
Про школу юнг можно рассказывать бесконечно... На какие же средства живет “Мореход”?
- Каждую весну я обхожу с протянутой рукой множество организаций, которые возглавляют мои бывшие курсанты, - говорит Евгений Иванович. - Встречают меня с пониманием. Но времена сейчас и для фирм тяжкие, из 19 организаций, которые обошел, смогли помочь только 4. Спасибо судоходной компании “Дальтрамп”, компании “Интертранзит”, судоходной компании “Эрма”, фирме “Плекс”. Львиную долю расходов несет ДВГМА: ремонт ялов, топливо, питание, зарплата воспитателям и многое другое. И хотя академия сама в тяжелом финансовом состоянии, каждый год она объявляет набор в школу юнг. Значит, пока живем.