Так кто же и когда напоит Владивосток?
Дожди идут, а воды в кранах Владивостока все нет и нет. Где взять воду для миллионного почти города прямо сейчас и какая система водоснабжения нужна на перспективу? - только ленивый не обсуждает нынче эти жизненно важные вопросы. Сегодня наш собеседник - один из самых авторитетных в “водяных” проблемах человек, генеральный директор института “Дальводпроект” Вячеслав Амачаев.
Подземные воды не спасут- Вячеслав Павлович, одни специалисты придерживаются твердой точки зрения, что идея использования городом только поверхностных вод потерпела фиаско и что переход на подземные источники наконец избавит нас от капризов погоды. Другие продолжают настаивать: поверхностные воды поили и будут поить Владивосток, просто надо строить новые водохранилища. Какой точки зрения придерживаются ваши специалисты?
- По этому поводу доверчивой публике действительно усиленно пропагандируются 2 сказки.
Первая - необходимо полностью перейти на использование для водоснабжения Владивостока подземных вод, так как их достаточно, и тогда, как вы говорите, мы полностью избавимся от зависимости от осадков.
Вторая - если мы полностью перейдем на подземные воды, то будем потреблять воду гораздо более высокого качества.
К сожалению, это не так, и вот почему.
Во-первых, запасы подземных вод в окрестностях Владивостока (считается нормальным на расстоянии до 50 км и допустимым до 70 км) весьма ограничены. Имеется только одно крупное месторождение - Раздольненский участок Пушкинского месторождения подземных вод с утвержденными запасами 124,5 тыс. м3/сутки. Нормативное же потребление Владивостока и прилегающих населенных пунктов уже сегодня достигает 700 тыс. м3/сутки, а на период полного развития согласно генеральным планам - до 900 тысяч. Так что не подземные воды будут определять состояние водоснабжения.
Во-вторых, все месторождения подземных вод в крае имеют дождевое питание, и потому их режим также определяется режимом осадков. Это те же водохранилища атмосферных вод, только подземные. Под землей, к сожалению, нет такого аппарата, который бы делал воду из чего-нибудь другого.
В-третьих, атмосферные осадки, проникая в толщи водовмещающих пород, насыщаются железом, марганцем до концентрации, в десятки раз превышающей допустимую ГОСТом “Вода питьевая”. Так, содержание железа в воде Пушкинского месторождения достигает 10 мг/л - это в 33 раза больше допустимого. Конечно, железо - это не яд, оно не убивает, но безнадежно портит вкусовые качества питьевой воды, делая ее непригодной ни для питья, ни даже для стирки. Удалить железо крайне трудно, это могут подтвердить жители Дальнереченска, Лучегорска, приханкайских населенных пунктов, пользующиеся подземными водами, имеющими примерно такое же содержание железа.
Кроме того, Пушкинское месторождение не имеет защитного покрова глин сверху и подвержено техногенному загрязнению.
Конечно, все это не значит, что подземными водами пользоваться нельзя, тем более что Владивосток и Артем должны иметь подземные водозаборы еще и по нормам ГО. Но и делать из них культ тоже нельзя.
К тому же мы имеем только единственный, и то отрицательный, опыт эксплуатации на полную мощность крупного месторождения подземных вод. Речь идет о Глуховском МПВ для водоснабжения Уссурийска, первооткрывателем которого, как и Пушкинского, является В. С. Рынков. Это месторождение было разведано и утверждено с запасом 34 тыс. м3/сутки, а через непродолжительное время его эксплуатации производительность водозабора упала на целый порядок, и сейчас запасы месторождения переутверждены в количестве всего 5 тыс. м3/сутки. К сожалению, этот опыт не проанализирован, и мы сейчас не знаем, была ли это просто ошибка или существуют какие-то неизвестные нам закономерности.
Пить надо по средствам- Ну хорошо, если вы считаете, что надо по-прежнему использовать в основном поверхностные воды, тогда в чем причина сложившегося кризисного состояния водоснабжения во Владивостоке?
- Причина банально проста и называется “пить надо по средствам”. Объясню. Сейчас Владивосток имеет 3 постоянных водозабора - Пионерское, Богатинское и Артемовское водохранилища многолетнего регулирования поверхностного стока с суммарной водоотдачей 370 тыс. м3/сутки (сравните это с нынешней потребностью города в 570 тыс. в сутки, а в перспективе - 700 тыс. кубометров). Смысл многолетнего регулирования заключается в том, что водохранилища заполняются водой в многоводные годы и расходуют ее в маловодные. При этом, как правило, водоотдача водохранилищ во все годы должна быть равномерной.
Расчеты водохранилищ базируются на общепринятых, проверенных годами математических методах и не вызывают у специалистов сомнений. Итак, если ежесуточно городу выдавалось в среднем 320, а то и 350 тыс. м3/сутки, а возможность водозабора из Артемовского водохранилища только 300 тысяч, то каким же должен быть результат? Уже многие годы в развитие водоснабжения не вкладывается никаких средств. В этих условиях надо было как-то лимитировать водопотребление, но технические возможности водопроводной сети позволяют делать только полное отключение потребителей, что недопустимо. Внедрение экономических методов регулирования водопотребления невозможно из-за отсутствия поквартирного водоучета. Вот и забирали из водохранилищ больше, чем положено, тем более в многоводный период, когда воды в них было как будто бы много.
Разрешенная водоотдача Артемовского водохранилища превышалась с 1991 по 1997 год постоянно и ежесуточно, в результате за этот период израсходовано сверх нормы 82 миллиона кубометров воды! Это равнозначно, если бы водохранилище почти целый год работало лишь на водоотдачу без всякого притока воды.
Еще хуже было на Богатинском и Пионерском водохранилищах. Эти водохранилища принадлежат горводоканалу, то есть вода в них для города “бесплатная”, тогда как за воду из Артемовского водохранилища, которое принадлежит краевому предприятию, надо платить. Вот и брали с них двойную норму, пока было можно, и опорожнили их еще в прошлом году.
И вот теперь, когда наступил маловодный период, нам не хватает тех перерасходованных миллионов кубометров.
Всем, кто знает истинную причину кризиса, удобнее об этом сейчас не говорить. Ведь кто-то приказал взять неположенное, кто-то исполнил незаконный приказ, а кто-то промолчал и не выполнил свои обязанности по контролю за расходованием воды. Конечно, не себе забирали воду, отдали горожанам. Но вина властей в том, что они не предотвратили кризис водоснабжения, к чему их обязывало служебное положение.
А чтобы впредь не допускать подобные кризисы, необходимо методично и настойчиво проводить работы в 3 основных направлениях: увеличивать суммарную мощность водозаборов путем строительства новых, реконструировать внутригородские сети и сооружения с целью ликвидации потерь воды в них, внедрять поквартирный водоучет для снижения водопотребления.
Мучиться придется еще 3-4 года- Некоторые специалисты говорят, что в проработанных раньше, вполне достойных проектах перспективного водоснабжения Штыковского водозабора и в помине не было и взялся он будто бы невесть откуда...
- Да, проектированием водоснабжения Владивостока в прошлые годы занимался в основном московский институт “Союзводоканалпроект”, по проектам которого построен комплекс сооружений на Артемовском водохранилище и начато строительство сооружений на Пушкинском МПВ. Местные ресурсы поверхностных и подземных вод считались им исчерпанными, а окончательное решение вопроса водоснабжения города намечалось путем строительства комплекса сооружений водоснабжения из Второлужского водохранилища на реке Арсеньевке производительностью 431,1 тыс.м3/сутки.
К реализации этого проекта приступить не успели, но некоторые сооружения других проектов строились с ориентацией на него. Так, была почти построена насосная станция “сырой воды” на площадке Штыковских очистных сооружений, уложен стальной трубопровод от нее до верховья реки Богатой для подачи этой воды в БГУ, предусмотрен резерв пропускной способности в водоводе от Артемовского водохранилища до Штыковских ВОС.
Совершенно другой подход обозначился, когда мы стали решать комплексную водохозяйственную задачу - водоснабжение вместе с защитой от наводнений.
Можно сказать, что Штыковский водозабор - это продукт такого комплексного решения. При этом еще оказалось, что мы можем с пользой для дела закончить незавершенное строительство. Строить комплекс сооружений Штыковского водозабора планируется в 3 этапа, причем благодаря уже созданным сооружениям результата возможно достигнуть малыми средствами и в короткие сроки.
Кстати, звучали предложения об использовании водозабора “Ковш АртемТЭЦ” для водоснабжения Владивостока, но они были отвергнуты письмом Центра госсанэпиднадзора по Приморскому краю от 10 июня 1998 года по санитарным условиям.
- В одной из местных телепередач было сказано, что строительство Штыковского водозабора было начато без всякого проекта и юридического оформления, поэтому его назвали “пиратской стройкой”.
- Это заявление совершенно не соответствует действительности. Мы строго руководствуемся установленным порядком начала строительства, все документы получены и от Главэкспертизы России, и из Госстроя России, проект согласован с органами госнадзора. Строительство Штыковского водозабора даже включено в план финансирования 1998 года Министерством экономики РФ.
- Когда же реально завершение строительства Штыковского водозабора?
- Я уверен, что строительство всего комплекса реально в течение 3-4 ближайших лет, даже в условиях экономического кризиса. Срок завершения первого этапа определен 7 ноября 1998 года, второго - реально весной 1999-го.
Уже сегодня мы имеем небольшое финансирование этого строительства по линии Минэкономики России и твердое обещание министра МЧС С. Шойгу выделить на него в текущем году 30 млн. рублей.
Этих средств достаточно для завершения строительства первого этапа и даже на часть второго, если на него не будут вешать непосильные технические условия. Сегодня в качестве компенсации за отвод земли под строительство намечены реконструкция центральной улицы и обустройство пляжной зоны села Штыково, промывка 12 водозаборных скважин в населенных пунктах Шкотовского района, ряд санитарных мероприятий. Эти условия мы считаем разумными, и они будут реализованы.
А вот выданные нам техусловия на электроснабжение насосных станций, с помощью которых “Дальэнерго” хочет устранить недостатки Штыковских ВОС, могут оказаться непосильными.
Завершение второго этапа строительства будет осуществляться при участии краевого бюджета. Третьего - по линии федеральных целевых программ защиты края от наводнений и обеспечения населения России питьевой водой, с обязательным участием краевого и городского бюджетов.