Очарованная театром

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Со времен трубадуров актерское племя считали кочевым. Так оно было, так остается и по сей день. С той лишь разницей, что полотняную кибитку с лицедейским скарбом заменили другие средства передвижения. Но и сегодня гастроли и перемещения из одного театра в другой остаются частью актерской жизни. Постепенно все, что не вмещается в чемодан, становится просто ненужным. Да и положишь ли туда свои роли, настроение, впечатления, душу... Что еще может привезти актер? По большому счету, важен он сам - актер - если он, конечно, хороший...

“Они были первыми...”

Алла Белых росла обыкновенной девчонкой, которая любила лазить по заборам и бегать по улицам Нижнего Новгорода. Мама прочила ее в балерины. Но время было послевоенное, полное лишений, и требуемые для занятий физические силы быстро иссякли - балету были отданы только четыре года обучения в начальном хореографическом классе. Но “вирус” сцены присутствовал наверняка в этой девчонке с самого рождения - в школьном самодеятельном театре она уже играла Наташу Ростову. Оказавшись после окончания школы в Москве у тети, которая, к слову сказать, в школе-студии МХАТ преподавала вокал, Алла не раздумывала долго кем быть. Конечно, актрисой. Куда пойти учиться? Конечно, во ВГИК. Заодно подала заявления во все театральные учебные заведения города: для верности. Что же его величество случай? Без него не обошлось. В Щукинском Аллу увидела Альперина - второй режиссер картины “Они были первыми”. Увидела и пригласила на пробы. Из 120 человек на роль секретаря утвердили Аллу. Молодость, первая роль, первая киноэкспедиция (а съемки проходили в Ленинграде, Звенигороде, Одессе, Гатчине) с картиной, в которой снимались Юматов, Бернес, Ульянов, Державин... Что можно добавить? И как передать ту удивительную атмосферу тепла, веселья, добрый дух сотрудничества, что царили в группе? Актеры жили в ленинградской гостинице “Англетер”, где в то же время расселилась еще одна съемочная группа - Леонид Быков снимался в “Максиме Перепелице”. Так вместе, чуть ли не одной семьей, встречаясь после съемок, шли бродить по городу, нарушая тишину белых ночей... С этим прекраснейшим городом связан еще один фильм Аллы - неигровой - “Ленинградская осень” - документальная, видовая лента, показывающая уникальную красоту Ленинграда. Актриса создала романтический образ девушки, которая присутствовала в кадре. Но это уже потом. А пока длились съемки “Первых...”, прошел почти год. Учеба во ВГИКе была прервана.

До начала следующего учебного года оставалось время съездить домой в Нижний Новгород. В то время там снимали “Екатерину Воронину”, и Алла вновь оказалась в группе. Так прошел еще один год. Учиться все же было нужно, и чтобы не терять время, Алла поступила в театральное училище Нижнего Новгорода. И осталась здесь в театре. Кино не забывало про нее, съемки еще в 8 фильмах, в том числе в “Фоме Гордееве”, периодически нарушали устоявшийся театральный уклад. Но путь был избран.

Вся жизнь - театр

Алла и не подозревала тогда, насколько ее жизнь и театр станут неразделимы. Играла она самозабвенно, постоянно была занята. По логике жизненных событий назревал новый этап. И однажды это случилось. В спектакле “Счастливого пути” на сцене одного из театров Ленинграда Алла играла героиню, на роль героя пригласили Анатолия Януша - прекрасного драматического актера. Они были незнакомы, но, стоя как-то в кулисах, Януш произнес: “Она будет моей женой...” Алла посмеялась, к тому времени она уже собиралась замуж за совсем другого человека, но к концу спектакля герой и героиня переживали уже совершенно не вымышленные чувства. О муже, которого, к великой печали, уже нет рядом с Аллой, она может рассказывать часами. О его актерском даровании, сыгранных спектаклях, его работе в Норильске, где Януш познакомился с опальными Жженовым и Смоктуновским, с которыми дружил потом долгие годы, о присущем только ему юморе, о его мудрости. В общем, что тут говорить... Семья получилась истинно актерская, Алла и Анатолий переезжали из театра в театр, поскольку Янушу - сыну бывшего врага народа, да к тому же еврею - намекнули, что на периферии ему будет “удобнее”. Сейчас Алла уже и не упомнит всех театров, где работали, - Горький, Чебоксары, Астрахань, Тверь, Барнаул - везде были заняты, работали почти всегда в паре. Нет смысла называть спектакли: зрители, которые их видели, конечно, помнят и беловолосую с яркими глазами Аллу, и Януша с лукавинкой во взгляде. Зрители помнят, потому что Владивосток стал последним пунктом в театральном маршруте этой пары. Крайняя точка страны стала и вправду точкой - здесь сыграл свой последний спектакль заслуженный артист РСФСР Анатолий Януш на сцене драматического театра им. Горького. Здесь живет и работает в камерном театре драмы Алла Белых. За это время сыграны десятки ролей (актриса “пережила” четырех режиссеров ТЮЗа, Леонид Анисимов - пятый), выросла и вышла замуж дочь, радует сердце смышленый внук. Почему-то ей ярко запомнилось, что в год приезда во Владивосток они с мужем поставили чемоданы и сразу побежали в магазин покупать ведра, потому что тоже был водный кризис, ведер в магазине не оказалось, и они с Янушем купили бидончики... Быт был временным, думалось, что и здесь они не останутся долго - уже было получено приглашение в драмтеатр г. Грозного. Сегодня Алла думает, что все было предрешено: Грозный нынче место страшное, а камерный оказался вторым домом, в прошлом году прямо в театре после спектакля “Милосердие” она отметила 40-летие творческой деятельности.

Увидеть Париж...

Париж, куда театр возил спектакль “Месяц в деревне”, покорил Аллу. Невозможно описать, как он подействовал на ее романтическую натуру - ходить по улице, дышать сизым воздухом утреннего города, путешествовать по Лувру - сказка, сон. Алле казалось, что все происходит не на самом деле, просто она смотрит фильм со своим участием. Особенно остро ощущение Парижа пришло после возвращения домой в прошлом сентябре, когда теплая осень еще золотила деревья. Выходя из лифта в своем подъезде, поворачивая ключ в замке квартиры, душой она была в Париже... А там, играя в российском посольстве, а потом на сцене камерного театра в Блуа “Месяц в деревне”, Алла поняла, что не только она увидела Париж, но и Париж увидел ее, ее театр. Успех был громким, после каждого акта аплодировали, как после последнего. Впрочем, так же их встречали и в Америке с “Чайкой” и “Каменным цветком”. Там актеров принимали в семьях, и, занимая весь первый этаж большого дома, напичканного благами цивилизации, Алла вдруг поняла, что души-то здесь и не хватает. Все быстро, приветливо, дежурно. Непостижимая эта душа, пожалуй, у русских - самая главная ценность. А у актеров - подавно.

Когда растут крылья?

Самым страшным грехом в жизни Алла считает уныние. Бывает, что эта самая жизнь вроде бы не улыбается тебе, дома как-то неуютно, в работе что-то не клеится, одиночество вдруг, кажется, совсем близко к тебе подошло. Или подкрадываются сомнения, когда не дают роль: “А нужна ли ты еще?” На сей случай у Аллы есть свой метод борьбы с плохим настроением. Она достает наряды, выбирает что-то, делает сногсшибательный макияж - и выходит на улицу. Предлог всегда найдется - кончились сигареты, нужно в булочную. Походка уверенная. И вот уже кто-то кивнул, улыбнулся - жизнь движется. Ей все интересно, и, кажется, если бог отмерит ей век, она не утратит способности радоваться пению птицы, ясному утру. А еще она может влюбиться - просто так, в походку незнакомого человека или в блеск глаз, и неважно, что он незнакомый, важно само чувство влюбленности - и тогда растут крылья. А еще они растут, когда, играя на сцене сказку, она видит, как смотрят на нее дети, понимает, что, конечно, нужна им. Разве можно в этом сомневаться! И не только им, нужна своему театру, нам, зрителям.