Реформе - "ура!", но в кармане - дыра
Коммунальная реформа в Артеме, вероятно, как и в других регионах, идет сложно. Почему? Направо пойдешь - в суд попадешь, прямо - в забастовку ударишься.
Первый камень преткновения - зарплата. Ее артемовские коммунальщики не получают с сентября прошлого года. Что делать, как жить? Первый путь - уволиться и найти предприятие, где платят. Второй - взять отпуск без сохранения заработной платы и как-то перебиться за счет "шабашки". Третий - подать в суд на предприятие. И наконец, пройдя все разрешенные формы борьбы за свои права, - забастовка.
В Артеме в прошедшем году в рамках реформы создана служба единого заказчика (МУП СЕЗ), на нее замыкаются 3 ПРЖЭПа. На забастовку решился только ПРЖЭП N 1. Более месяца длится предзабастовочное состояние. Коммунальщики прошли все этапы трудового спора. По мнению работников предприятия, в их бедах во многом повинна именно служба единого заказчика, на которую уходят все получаемые средства. Решено начать забастовку в августе.
Была ли необходимость в создании СЕЗ? Ее руководитель Тарас Ляховецкий утверждает, что служба единого заказчика призвана выполнять несвойственные коммунальным предприятиям функции - сбор платежей, паспортно-визовая работа. С введением СЕЗ произошло необходимое разделение на заказчика и подрядчика. Упростилась работа с населением. Начато распределение сфер обслуживания жилфонда на конкурсной основе. Кажется, все по уму, но...
Второй камень преткновения - квартплата. Собственно, первая и вторая проблемы взаимосвязаны. С 1 июля квартплата в очередной раз увеличена. Теперь она должна перекрывать не 35 процентов расходов на содержание жилья, а половину. И если бы жильцы ее вносили исправно, то денег на зарплату коммунальщикам худо-бедно хватало бы. Однако порочный круг, когда должны друг другу все, не разорван. Еще при предыдущем 35-процентоном начислении исправно вносила плату за жилье лишь половина артемовцев. Задолженность по службе единого заказчика (более 90 процентов жилого фонда Артема) на 1 июля - около 6 млн рублей. Надвигаются уже совсем суровые времена. Переданы документы в суд на выселение жильцов трех квартир, у которых задолженность наиболее высока - около 5 тысяч, не платят более 2 лет. Людей, правда, на улицу не выкинут. Им будут предоставлены места в общежитиях по соответствующим нормам, освобожденные квартиры отойдут в муниципальную собственность. Какова же финансовая обстановка в целом, и что в перспективе? Оставшуюся половину квартплаты обязан компенсировать муниципалитет. Но в первом полугодии дотация покрывала лишь пятую часть, и то в виде взаимозачетов по налогам, приобретения мазута, материалов. "Живых" денег из городской казны коммунальщикам и в перспективе, похоже, "не светит".
Что думают по этому поводу в коммунальных предприятиях? Сокращения уже прошли, наверняка грядут еще. Пока такие ориентиры: по обслуживанию жилья - 7 работников на 10 тыс. квадратных метров площади, и полтора рубля на содержание квадратного метра жилья (раньше по норме полагалось на рубль больше). Вот и проводятся тендеры среди претендентов на обслуживание жилья прежде всего с целью снижения финансовых затрат. Но и, конечно, с тем, чтобы конкуренция помогла добиться более качественного, надежного обслуживния жилфонда.
В иных анекдотах звучит: есть две новости - хорошая и плохая. Начинают обычно с плохой. В нашем случае поведем речь сначала о хорошем. Повод для этого есть. В проводимом конкурсе по обслуживанию жилья села Кневичи победила передвижная мехколонна (АМПМК). Прежних хозяев-коммунальщиков они почти целиком приняли в свои ряды (так и было по условиям конкурса), им даже выплатили зарплату, и те с энтузиазмом стали работать по-новому. Заместитель главы артемовской администрации Владимир Новиков, побывавший спустя некоторое время в Кневичах, был немало обрадован тем, как поставлено дело: чистенько, высажены цветы, скошены травы, ремонт идет, подъезды убирают, систему отопления промывают в каждой квартире (для этой цели даже снимают батареи, чего давно не было). К поддержанию чистоты и ремонту привлекаются и жильцы, идут они на это охотно. Расчетные затраты на обслуживание жилья менее прежних на треть. Вот они - золотые плоды реформы!
Но скептики сомневаются: у мехколонны на сегодня есть деньги, это действующее предприятие, коих нынче немного. А завтра? Средства на жилье должны будут формироваться из квартирной платы, ее повышение вряд ли увеличит такие поступления. Скорее наоборот. Ведь не похоже, чтобы с зарплатами дело улучшилось.
Да и это единственный пока пример. Больше как раз другого. Один из трех ПРЖЭПов, подведомственных СЕЗ, второй месяц озабочен забастовочными проблемами, естественно, при этом работа не та. Да и в других не получающие зарплату коммунальщики трудятся, мягко скажем, без огонька. А сейчас горячее время подготовки к зиме, сегодня оно уходит напрасно. Вот еще мнение: была система обслуживания жилья, "ржавая", малоэффективная, но система. Сейчас она разрушается, а новое, как это во всем сейчас, сразу целиком и полностью не придет. Люди уже инстинктивно боятся всяких перемен. Доведите до до ума хотя бы то, что подвергнуто реформированию раннее, говорят они. Все "компетентные", с кем приходилось говорить, утверждали: реформа в коммунальной сфере нужна. Всем надоел небритый и полупьяный пресловутый "дядя Вася из ЖЭКа". Но не слишком ли резво начали, да еще при всеобщей нищете и упадке?
Ну а раскованные нынче средства массовой информации вообще нарекли коммунальную реформу "антинародной". Ведь финансовые тяготы перекладываются на плечи квартиросъемщиков, и именно в тот момент, когда доходы людей снижаются, невыплата зарплаты стала нормой. Подросла более чем на 15 процентов плата за телефон, почти вдвое увеличилась квартплата, идет речь о росте расходов на отопление и горячую воду, ну а за электричестово и без того плата огромная, не дай бог станет больше. Все это становится непосильным бременем для людей. И уже зреет в их душах требование: законодательная власть могла бы установить и мораторий на повышение коммунальных и других выплат до лучших времен.