Немного коварства и много любви в отсутствие денег
Актерская труппа театра им. Е. Вахтангова - Алла Ларионова, Марианна Вертинская, Вячеслав Шалевич и Михаил Воронцов в Приморье не впервые. Год назад зрители уже видели постановку “Коварство, деньги, любовь”, сделанную по мотивам “Голубой книги” М. Зощенко. Видели и оценили. А потому вновь пришли получить заряд положительных эмоций от озорного и актуального по сей день спектакля. Нет нужды указывать звания актеров - имена говорят за себя сами, но ошибочно думать, что у звезд и жизнь сплошь “звездная”. Есть в ней и грустное. Эта интонация порой проскальзывала в беседе, а говорили обо всем - о времени, о жизни, о творчестве. И о кинематографе, ведь именно он принес каждому в свое время широкую известность. Это кино, как первая любовь, не забывается и поныне...
“Когда мы были молодыми...”ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: - Когда смотрю наши старые фильмы - даже меня слеза прошибает. Ведь все мы соскучились по простоте, доброте, святой наивности, по высоким идеалам. Мы истосковались по возможности прославлять себя и свое Отечество. Раньше наше кино эту возможность предоставляло, потому что делалось с любовью к людям и получало в ответ зрительскую влюбленность и душевную привязанность...
Мой дебют в кино состоялся 40 лет назад и был на редкость удачным: я сыграл Швабрина в экранизации “Капитанской дочки”. Встреча с пушкинской прозой для каждого актера - великое счастье и великая ответственность. Увы, больше с классическим репертуаром я в кино не встречался. Но хорошие роли были, которые основывались на интересной литературе. Например, образ белого офицера Кутасова из фильма “Красная площадь”. Это был глубокий характер и великая тема. Или взять “Семнадцать мгновений весны”. У Татьяны Лиозновой я снимался и раньше в картине “Три тополя на Плющихе”. А вот в свой сериал про Штирлица она меня не пригласила - не нашла мне места среди лощеных немцев. Но потом все-таки сделала из меня американца, увидев во мне Аллена Даллеса. В этом фильме каждая актерская работа в результате получилась уникальной. Потому и смотришь его каждый раз с удовольствием...
АЛЛА ЛАРИОНОВА: - Мой роман с кино начинался бурно. Потому что одновременно это был роман с Николаем Рыбниковым. Оба романа оказались на всю жизнь...
А первая роль в кино была просто сказочной! В прямом и переносном смысле: я играла невесту главного героя Любаву в киносказке А. Птушко “Садко”. И вместе со мной дебютировала в кино женщина неземной красоты - Лидия Вертинская. Она изображала птицу Феникс. В кадре мы с ней не встречались, но когда я увидела ее на экране - была буквально околдована этими изумительными раскосыми глазами. Лишь позднее я узнала, что Лидия Владимировна - жена того самого Вертинского. И кто бы мог подумать, что через год я буду сниматься со знаменитым певцом в одном фильме! (А сегодня играть с его дочерью один спектакль. - Авт.) Вертинский играл в “Анне на шее” роль князя. Он и был князем, человеком из чудесного прошлого. Как он мучил костюмеров, которые шили ему наряд! Его заботили каждая складка, каждый шов. В этом человеке была бездна шарма. Как-то он спросил: “Аллочка, что вам подарить?” Немея от робости, я ответила: “Я попросила бы у вас, если это возможно, вашу пластинку”. Ведь настоящих пластинок Вертинского тогда не выпускали, были только самодельные записи на рентгеновских снимках. Александр Николаевич вздохнул и сказал: “К сожалению, у меня их только две. Я их привез из Харбина и хотел бы оставить своим дочерям”. На съемках он часто рассказывал о своем доме, о семье, о своих прекрасных дочурках, которые иногда ладили между собой, иногда не ладили, вели себя частенько не так, как все нормальные девчонки, и в результате выросли артистками. Марианна удивительно похожа на отца - манерами, жестами, походкой!..
МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - Кино не было основной профессией родителей. Но они запомнились и своими немногими ролями. Папа появился на экране первый раз еще в немом кино - в 1912 году. А за роль кардинала в фильме “Заговор обреченных” даже получил сталинскую премию. Мама была художницей, но из-за необычной внешности ее не раз “сватали” на экзотические роли. Кто не помнит ее женщину-змею из фильма “Королевство кривых зеркал”?..
Неудивительно, что родители привили нам с Настей любовь к кино. Мы с сестрой вообще росли в богемной атмосфере. Наш дом всегда был полон людьми искусства, артистической молодежью. Когда папа возвращался с гастролей, ставились столы, бабушка готовила, и затевались многолюдные сборища. Этот артистический дух, витавший в доме, повлиял на выбор профессии. Анастасия в 15 лет снялась в “Алых парусах”, я - в “Високосном годе” у А. Эфроса. Потом мы поняли, что нужно учиться, и поступили в училище Щукина. Настя училась на одном курсе с Никитой Михалковым. Там они полюбили друг друга...
- Две семейные династии - Вертинские и Михалковы - уже оставили след в русской культуре. Ее будущее - за такими семьями?
МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - Не знаю... Талант не всегда закладывается генетически и передается по наследству. При чем тут семьи? Вон Алла Дмитриевна выросла в простой рабочей семье, а какой актрисой стала! Чего стоит ее “Анна на шее”. А с другой стороны, дети Ларионовой и Рыбникова в артисты, насколько я знаю, не рвутся...
- Улыбчивое лицо Николая Рыбникова до сих пор не тускнеет в зрительской памяти. Ему везло на хорошие фильмы - проходных ролей у Рыбникова не было...
АЛЛА ЛАРИОНОВА: - Да были, были... Взять, к примеру, картину “Семья Ивановых”, где мы с ним вместе снимались. Казалось бы, все предвещало успех: сценарий Юрия Нагибина, постановка Алеши Салтыкова, привычный и любимый зрителями дуэт Рыбникова и Мордюковой. Но на премьере нас покоробило, что в финальной трагической сцене, где героиня Мордюковой умирает, зрители смеялись. Не случайно эту ленту теперь не показывают. Но я совсем не понимаю, куда делась картина “Кочубей”, где Коля сыграл одну из своих замечательных ролей? И куда исчезла еще одна наша совместная работа - прекрасная картина Лукова “Две жизни”, в которой снялось целое актерское созвездие - Тихонов, Дружников, Володина, Свердлин, Юматов, Жизнева, Гурзо, Гоголева? Странно, что наше телевидение крутит одну и ту же обойму старых фильмов, как будто ничего другого не снималось!..
ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: - Наше телевидение любит, когда платят ему, и не любит платить кому-то. Я хотел, чтобы к моему юбилею был показан фильм “Хоккеисты” - хороший, но уже забытый многими. Так за него запросили солидную по тем временам сумму - 2 миллиона. Вот и смотрим мы то, что “ОРТ” удалось закупить когда-то по дешевке, а другие фильмы у Госфильмофонда не покупает, деньги жалеет.
МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - Благодаря такой политике многие остаются в памяти зрителей актерами одной роли...
“Здравствуйте! Вы еще живы?!”- Как объяснить, что одни актеры старого поколения, чья слава пришлась на 50-60-е годы, по-прежнему снимаются, а другие - нет? Это зависит от таланта или от напористости?
МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - Это зависит от режиссеров. И от тех, кто платит деньги. А те, кто платит сегодня, этих актеров и в лицо-то не знают. Я не востребована в сегодняшнем кино так же, как и Терехова, Лужина, Болотова.
АЛЛА ЛАРИОНОВА: - Тут дело случая. И везения. Мы с Рыбниковым прожили тридцать и три года, только что не умерли в один день... Когда Коли не стало - у меня был жуткий шок. Ни работы, ни денег, ни просвета, ничего. Глухо. Спасибо Славе Шалевичу, что пригласил в спектакль. Теперь я немножко ожила.
ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: - Многие просто подавлены сегодняшним временем. Повезло тем, кто в театре - это хоть какая-то отдушина. У других нет ничего, кроме скромности и гордости. Миша Кононов, красавец Володя Гусев и прочие - бедствуют. Теперь проще увидеть себя в передаче “Чтобы помнили...”, чем в каком-то фильме. Ко мне на гастролях в Сибири подошел зритель: “Здравствуйте! Вы - мой любимый актер. Я думал, вы умерли”. Смешно и грустно. Самое обидное, что за последние три года я снялся в семи картинах. И кто их видел?..
“Благодетель наш, Никита Сергеевич...”- Как вернуть зрителей в кинотеатры?
ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: - Полюбить их. Сдается мне, что сегодняшний кинематограф их совсем не любит. Никита Михалков на последнем съезде кинематографистов блестяще это доказал. И он прав, убеждая коллег повернуться лицом к зрителю.
МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - Современному кино не хватает героев. Нынче в героях ходят воры и наркоманы. Смотришь телевизор - и приходишь в ужас. “Голубенькая смерть ума”, - так сказала Белла Ахмадулина. Но ведь в реальной жизни больше простых, честных, нормальных людей, совершающих каждодневный незаметный подвиг. Именно они достойны внимания. Кинематограф обязан создавать положительную ауру!
АЛЛА ЛАРИОНОВА: - Мы все очень надеемся на Никиту Михалкова, который возглавил сейчас наш кинематограф. Он человек порядочный и богатый одновременно - что большая редкость. Мне импонирует его отношение к старикам: сейчас он возрождает Дом творчества, льготы, благотворительные фонды. Конечно, у него немало противников. Но справедливость должна восторжествовать...
- Исходя из названия вашего спектакля, я хотел бы напоследок спросить каждого из вас: чего в вашей жизни было больше - коварства, денег или любви?
МАРИАННА ВЕРТИНСКАЯ: - По-разному в разные моменты жизни...
АЛЛА ЛАРИОНОВА: - Коварство было. Денег не было. Но любовь все скрашивала...
ВЯЧЕСЛАВ ШАЛЕВИЧ: - Хватало и того, и другого, и третьего. Хотя денег, конечно, нынче не хватает. Но есть свой театр, есть партнеры по сцене - великие актеры. И есть любовь зрителей. Здесь, в Приморье, мы еще раз в этом убедились!..