Флагман Сибирской флотилии
В эти дни весь мир отмечает печальную дату - очередную годовщину со дня начала Первой мировой войны. Собственно, и даты-то как таковой нет - разные страны втягивались в нее одна за другой, пока пожар войны не охватил почти всю планету. Это был первый подобный опыт, первый мировой... Мы мало знаем о том, что опалила та война и российский Дальний Восток. Подробнее об этом - в материале нашего автора
84 года назад - 12 августа 1914 г. из Владивостока вышел отряд кораблей Сибирской флотилии в составе крейсеров “Аскольд” и “Жемчуг” и корабля обеспечения “Полтава”. Никто из экипажа флагманского “Аскольда” тогда еще не знал, что к июню 1917 г. за кормой их корабля останутся три года плавания без захода в русские порты, сотни напряженных суток несения боевых вахт и десятки тысяч пройденных миль в водах четырех океанов.
Летом 1914 г. на рейде Владивостока находилось лишь полтора десятка кораблей под Андреевским флагом. Это было связано с тем, что фактически после русско-японской войны немногие уцелевшие на Дальнем Востоке суда были переданы в состав Сибирской военной флотилии. Основу последней и составили крейсер 1-го ранга “Аскольд” и крейсер 2-го ранга “Жемчуг”. Следует отметить, что к моменту описываемых событий “Аскольд” был уже достаточно известным кораблем. Этот крейсер заметно выделялся своим оригинальным силуэтом, так как являлся единственным пятитрубным кораблем в российском флоте. Построенный в 1901 г. на верфях Круппа в Германии, он был зачислен в состав Балтийского флота, а затем совершил переход на Дальний Восток. С началом русско-японской войны крейсер принял активное участие в обороне Порт-Артура. 28 июля
1904 г. в критический для русской эскадры момент “Аскольд” прорвался через кольцо японских крейсеров. Через три дня крейсер был интернирован в Шанхае, куда он зашел для пополнения запасов угля и исправления полученных повреждений, избежав судьбы большинства кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры, затопленных в Порт-Артуре.
После окончания войны “Аскольд” стал самым крупным русским боевым кораблем на дальневосточных рубежах нашей страны. Несмотря на то, что начиная с 1907 г. Россия, готовясь к будущей войне с Германией, лихорадочно усиливала Балтийский и Черноморский флоты, боеготовность находившихся во Владивостоке кораблей оставалась на необычайно высоком уровне. Так, в период с 1907 по 1913 г. “Аскольд” совершил три дальних заграничных похода с целью демонстрации флага в Юго-Восточной Азии и освоения будущего театра военных действий. Например, 9 ноября 1912 г. крейсер вышел в практическое плавание по маршруту: Владивосток - Шанхай - Гонконг - Сайгон - Сингапур - Джакарта - Сабанг - Манила - Владивосток. В течение почти 4-месячного похода “Аскольд” прошел более 11000 миль и 2 марта 1913 г. салютовал, входя в бухту Золотой Рог. По нескольку раз в год крейсер выходил на практические артиллерийские и торпедные стрельбы, которые, кстати, в те годы проводились непосредственно в акватории Амурского залива. Регулярно “Аскольд” проходил планово-предупредительный ремонт и докование в мастерских порта.
Поэтому неудивительно, что с началом Первой мировой войны крейсер был включен в состав отряда, которому предстояло совместно с английскими, французскими и японскими кораблями действовать против германских рейдеров в Тихом и Индийском океанах (перед самым началом похода в командование кораблем вступил капитан 1-го ранга С. А. Иванов). Следует отметить, что уже в первую неделю августа немецкий крейсер “Эмден” к югу от Цусимского пролива уничтожил два русских парохода Добровольного флота, шедших с грузом угля во Владивосток. Срочно требовалось предпринять ответные меры. “Аскольд” и “Жемчуг”, пополнив запасы угля в Гонконге, вышли в самостоятельные крейсерства для поиска германских рейдеров и судов снабжения. Поход “Аскольда” оказался безрезультатным, и в начале сентября он возвратился в Гонконг. Действия “Жемчуга” также оказались неэффективными, и крейсер для ремонта своих механизмов вынужден был зайти в голландский порт Пенанг. На рассвете 17 октября 1914 г. немецкий крейсер “Эмден”, пользуясь беспечностью береговых постов наблюдения, вошел в гавань Пенанга и, выпустив 2 торпеды, потопил русский крейсер...
Тем временем командир “Аскольда” получил приказ приступить к конвоированию союзных транспортов с войсками и военными грузами. В сентябре - ноябре “Аскольд” три раза пересек Индийский океан в составе конвоев, а позднее по просьбе союзников перешел в Средиземное море для действия у берегов Турции с целью нарушения судоходства противника и разрушения прибрежных укреплений. Совместно с английскими и французскими кораблями русский крейсер осуществлял разведку, дозорную службу и высадку диверсионных групп у вражеского побережья, боролся с военной контрабандой, потопив три немецких и турецких торговых судна. Однако наиболее значимым событием в боевой судьбе крейсера стало его участие в Дарданелльской десантной операции. “Аскольд” временно вошел в состав 6-й эскадры союзного флота, представляя, таким образом, среди 200 кораблей стран Антанты вооруженные силы России.
12 апреля 1915 г. катера и шлюпки с крейсера направились для высадки десанта, а сам корабль начал подготовку к артиллерийской поддержке. Никогда еще в своей истории “Аскольд” столько не стрелял.
12 апреля крейсер выпустил по турецкой обороне 2.250 снарядов всех калибров, а русские десантники первыми высадились на берег. На следующий день в результате продолжавшейся стрельбы “Аскольда” по берегу около 500 турецких солдат сдались в плен. В апреле - мае
1915 г. крейсер неоднократно получал благодарности от союзного командования за отличную меткость артогня, а через его радиостанцию поддерживалась связь с командованием русского Черноморского флота. Об успешных действиях крейсера совместно с союзниками морским министром был составлен специальный доклад, с которым позднее ознакомился император. Николай Второй на докладе собственноручно написал: “Объявить командиру, офицерам и команде крейсера “Аскольд” мою горячую благодарность за боевую службу”.
20 июля в Порт-Саиде “Аскольд” принял боекомплект с пришедшего из Владивостока минного заградителя “Уссури”. К концу 1915 г. из-за интенсивной работы машинам и котлам крейсера потребовался капитальный ремонт. 26 января 1916 г. “Аскольд” был поставлен на ремонт на французском заводе в Тулоне. Восстановительные работы продлились более 10 месяцев и завершились лишь в ноябре. Теперь единственным театром военных действий, где “Аскольд” мог быть использован по назначению, оставалось Баренцево море. Создаваемая флотилия Северного Ледовитого океана остро нуждалась в боевых кораблях для защиты северных коммуникаций от германских подводных лодок. В январе-мае 1917 г. крейсер совершил переход через Атлантику, попутно пройдя модернизацию в Великобритании.
17 июня “Аскольд” вошел в Кольский залив и встал на якорь в Мурманске. Почти три года длилось его одиночное плавание. Покинув в
1914 г. Владивосток и пройдя тысячи миль, посетив десятки иностранных портов, “Аскольд” завершил свой беспримерный поход на северной окраине России.