Зарплата - пони, подарок - орловским рысаком
В конюшне было темно и сыро. Пахло сгнившим деревом, сеном, лошадиным потом. Но вот из дальнего загона к распахнутым настежь воротам вывели коня. Что это было за чудо! Чистокровный буденновец, красавец Рапорт нетерпеливо перебирал точеными ногами, обутыми в белые носочки, и диковато косил лиловым глазом. Такие от него исходили сила и стать, такой грацией было наделено это творение природы, что невольно слезы навернулись на глаза - от восторга! В тот миг я вдруг отчетливо поняла, почему в старину за таких вот коней не моргнув глазом отдавали целые состояния
Еще несколько месяцев назад на Богуславской племенной конеферме, единственной в крае, было 180 лошадей. Сейчас осталось 104. Полукровки из породистых пошли под нож. Животных нечем было кормить, работникам ТО “Богуславское”, в свою очередь, нечем платить зарплату.
Мясокомбинат принимает элитных лошадей по той же цене, что и обычную скотину. Здесь они идут как “забойный вес”. И красная цена одной породистой лошадиной жизни, вернее смерти, - 2-3 миллиона рублей старыми.
Впрочем, бывают и среди лошадей счастливчики. Чистопородный орловский рысак Закал стал подарком на юбилей Юрию Диденко. Последний для богуславцев, считай, отец родной. “Дальморепродукт” с некоторых пор владеет контрольным пакетом акций в ТО “Богуславское”. Опять же именинник из казаков, а к ним здесь отношение особое.
Симпатичное семейство пони (они были завезены сюда в старые добрые “застойные” времена) спасли от бойни конюхи Дмитриевы. Им выплатили пони 3-годовую задолженность по зарплате.
Около десяти лошадей по приемлемой цене приобрели сами работники хозяйства. Среди них Владимир Червинец, бывший главный агроном, ныне главный экономист ТО “Богуславское”.
Конь крестьянину в помощь, хозяйству - в убыток- Альфу я купил прошлой осенью в счет зарплаты. И даже представить не мог, что это за радость в домашнем хозяйстве, - прихлопывает по коленям от избытка эмоций Владимир Петрович. Мы застали его в обеденный перерыв дома. - Во-первых, она просто незаменимая помощница: огород вспахать, сено подвезти, на базар прокатиться. Но главное - душа у этой животины такая добрая и совестливая. С ней рядом себя как-то спокойнее чувствуешь, уходят плохое настроение, дурные мысли.
Вообще лошадь не может быть крестьянину в убыток. Больше того, она всегда была частью его жизни.
- Почему же тогда в масштабах ТО “Богуславское”, на ваш взгляд, ей не находится достойного места?
- Действительно, одна лошадь дает здесь ежегодно миллион рублей убытков. В чем причина? Вероятно, в нашей нерасторопности, нежелании взглянуть на нее глазами делового человека. Даже мы, деревенские жители, привыкли воспринимать совхозную лошадиную силу как нечто архаичное, допотопное. Сейчас все меняется. К тому же есть немало способов найти ей применение. Скажем, обслуживание молочной фермы. Ни тебе трактора, ни запчастей к нему, ни горючки. Только овес и сено. Экономия очевидна. Еще один момент. Можно сдавать лошадь в аренду нашим же сельчанам. Надобность в ней возникает частенько. А пока работают в хозяйстве только 6 лошадей - они несут пастушью “службу”.
Несмотря на нудный дождик за окном, Владимир Петрович вышел нас проводить. Показал телегу, которую смастерил собственными руками. Не преминул познакомить и со своим приобретением. Альфа, ладная, покладистая кобылка, восприняла нас спокойно, только вот никак не хотела позировать. Наконец, изловчившись, фотокорреспондент сделал несколько кадров. Все это время хозяин ласково трепал ее по холке. По всему было видно, он в ней души не чает. Как-никак своя...
Соловые и рыжие, в век атомный нелепые...16 лет назад приехала в Богуславку Татьяна Дмитриева. После окончания училища механизаторов на Кубани она имела не только специализацию “коневодство”. За плечами был опыт занятий в одной из ведущих российских конноспортивных школ. А главное - лошади для нее значили в жизни решительно все.
С этого все и началось. Телятник был переоборудован в конюшню. В Рязанской области закупили первых племенных жеребцов: буденновских, орловских. Со временем создали элитное поголовье - оно внесено в государственную племенную книгу. В селе открылась конноспортивная секция, в которой занимались 25 ребят. На всех краевых соревнованиях богуславцы не знали себе равных.
Сегодня единственная в крае конеплеменная ферма находится на пороге гибели. Конюшня разваливается, нечем дыры в крыше залатать, полы сгнили. А рядом вот уже 6 лет стоит добротная кирпичная коробка новой конюшни - в свое время на крышу не хватило 3,5 миллиона рублей...
Вместо положенных ежемесячных 9 тонн овса элитному поголовью на кормежку с трудом наскребают 2. Нет денег на лекарства, витамины, упряжь. Последний раз “живые” деньги конюхи - семья Дмитриевых: Татьяна, Алексей и трое их сыновей, младшему из которых 16 лет, - видели 3 года назад.
Давно уже нет в Богуславке конноспортивной секции, но сельские ребятишки по старой привычке все равно пропадают в конюшне с утра до вечера. Вот и в наш приезд они были здесь.
На мой вопрос, что их держит в темноте и сырости, когда на улице благодать, ответ был на редкость единодушный: “А нам нравится. Тут же коняги живут”.
Глядя на весь этот разор, мне грустно подумалось: “Не живут - доживают”.
- То, что здесь сейчас происходит, не имеет названия, - Алексей Дмитриев курит нервно, в затяжку. - Сейчас на ферме осталось только породистое поголовье. Наши буденновцы и орловские рысаки стоят не одну тысячу долларов. Их никак нельзя отправить на колбасную фабрику. Продать - значит тоже поставить крест на ферме, только другим способом. Это ясно всем. С другой стороны, хозяйство не в состоянии ежегодно выделять на содержание фермы 400 тысяч новых рублей.
- На бумаге существуют специальные государственные дотации, которые полагаются для развития племенных конеферм, - говорит глава администрации Пограничного района Анатолий Роженко,- только на деле мы их, увы, не видим.
Администрация района готова взять на себя расходы по зарплате конюхов, если ТО “Богуславское” обеспечит ферму овсом и сеном.
Как-то сложится дальнейшая судьба богуславского племенного поголовья?.. А пока томится впроголодь в старом развалюшном загоне красавец “голубых” кровей Рапорт, родителей которому подбирали 6 лет назад ученые по специальной родословной книге. К слову, диденковский “подарок” - орловский рысак, оставшийся после юбилея на ферме, тоже влачит жалкое существование.