Брак в футболе - главный враг

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

У находкинских футбольных болельщиков имя Петра Комиссарова всегда ассоциировалось с важнейшим для города событием. Этот человек в начале 80-х создал футбольный клуб "Океан", выпестовал его, подготовил к сенсационному для всей страны взлету в 1989-1993 годах команду из далекой Находки . И сегодня Комиссаров приходит на каждый матч, и подчас за ним бывает интересно пронаблюдать: на лице всегда искренняя боль после поражений и неподдельная радость, когда у команды на поле удачно складываются дела. Сейчас, когда омоложенный клуб начал наконец-то показывать первые признаки возрождения после затянувшегося кризиса, Петр Комиссаров снова с "Океаном" - он начальник команды. В скромной обстановке квартиры на улице Рыбацкой при "футбольной" погоде (не холодно, не жарко, облачно) мы вспомнили все с самого начала...

- Петр Иванович, я знаю, что совсем скоро вам “стукнет” 55 лет. А откуда вы родом, как начиналась ваша футбольная биография?

- Родился я в Грозном, в Чечне. С 13 лет все и началось - детские команды, юношеская сборная клуба “Терек”. Когда исполнилось 16 лет, мать вынуждена была сказать мне: “Сынок, тебя кормить нечем”. А играя в футбольной команде, мог получать хоть какие-то талоны на питание. Ну и конечно, я с детства “варился” в любимом деле - футболе и без него себя не мыслил. Поэтому сразу после демобилизации без раздумий поехал со своим тренером на Камчатку. В 67-м году получил тяжелую травму - разрыв мышц задней поверхности бедра и с того момента на поле я выходил только уже в качестве тренера.

В 1970-м стал тренером в команде Петропавловской судоремонтной верфи, и мы за 6 лет становились пятикратными победителями первенства области и обладателями кубка. Параллельно учился в Хабаровском институте физкультуры.

- А как вы оказались в Находке?

- Транзитом через Комсомольск-на-Амуре, куда я переехал по семейным обстоятельствам. Тамошняя моя команда “Смена” в 1979 году дошла до полуфинала кубка ВЦСПС СССР.

В 1980 году меня пригласили работать в Находку. Тогдашний 1-й заместитель главы администрации Алексей Ткачев был по-настоящему предан футболу. При встрече мы обсудили все вопросы по созданию в Находке боеспособной команды, и с 1981 года коллектив с названием “Океан” стал играть в чемпионате Приморского края. Сразу же на базе “Океана” была сформирована сборная команда Приморского края, которая в Спартакиаде народов СССР вышла в финал! После того как клуб стал пятикратным чемпионом края, никто уже не мог нам помешать стать полноправными участниками чемпионата страны во второй лиге.

В первый же год мы заняли 5-е место. Помню, в том самом 1986 году в Находке был настоящий праздник футбола. Первые же игры привлекли на трибуны 7-8 тысяч зрителей. Помогали команде буквально все крупные предприятия во главе с БАМР. Интересовались делами администрация и горком партии. Как следствие - мы прогрессировали с каждым годом, за исключением 87-го, когда был небольшой период “смены поколений”. В клубе появились самобытные Гарин, Матвиенко, Галинкин, Соболев, Смирнов...

- В 1993 году “Океан” выступал в высшей лиге первенства России. Вы, конечно, помните тот нашумевший переходный турнир, в котором также участвовал владивостокский “Луч”. И ту последнюю игру с “Крыльями Советов”, которую проиграли. Что же тогда произошло? Все газеты страны писали о “сдаче” “Океаном” этого матча.

- Все началось тогда с неправильного подбора кадров: футболистов и руководящего состава. Единственным исключением был вратарь, открытие высшей лиги - Юрий Шишкин. Другие же игроки стали калифами на час: одну игру отыграли, 15 “отдыхают”. Один “легионер” забил гол динамовцам, который даже показали в “Футбольном обозрении”, а потом месяц его “отпивал”.

Я понимаю, что у тогдашнего руководства может быть свое мнение на этот счет, но я выскажу свое. Управление “Океаном” было не совсем компетентным и правильным. Я как очевидец могу утверждать: начались закулисные махинации. Та внутриклубная жизнь и привела к результату - сдаче игры “Крыльям”.

- Подождите, нельзя же списывать со счетов несомненные заслуги Александра Аверьянова, сегодняшнего претендента на пост наставника олимпийской сборной России. Ведь это он вывел команду в высшую лигу, тем самым продемонстрировав свой высокий тренерский уровень...

- Перед приходом в “Океан” Аверьянов был безработным. У меня тогда обострилась болезнь спины, и я уже не мог полноценно работать на посту главного тренера. Стал подыскивать кандидатуру. После того как один известный тренер из Грозного в Находку ехать отказался, Петр Сарадзинский из федерации футбола порекомендовал Александра Аверьянова. Сначала у нас были нормальные отношения, но потом, ближе к 1993-му, за моей спиной образовалась коалиция. Я не отрицаю, что Аверьянов хороший специалист. Можно сказать, что мы разошлись во взглядах на футбольную мораль.

- Но вы хоть что-нибудь предпринимали?

- Все зашло слишком далеко. Уже позже, после ухода Меринова из клуба, городские власти провели ревизию финансовой деятельности “Океана”. И оказалось, что отсутствуют документы на продажу 20 игроков!

Надеюсь, что более такого не повторится. Ныне команда является подразделением регионального фонда спорта, и мы нацелены возродить былую славу находкинского футбола.

- Петр Иванович, куда исчез патриотизм футболистов? Почему в футбол сегодня не играют ради цветов клуба или национального флага, а играют ради премиальных, бонусов и тому подобного? Я понимаю, что каждый должен получать деньги за свой труд, но где патриотизм?

- Да, утеряна духовность, и всем правит “золотой телец”. Футболист появляется в национальной сборной и первым делом спрашивает, сколько будут платить ему да будут ли премии. Стыд! Раньше, когда человека приглашали играть за какую-то простую сборную города, это почиталось за честь. Ведь останешься в истории футбола!

А посмотрим на отношение к делу. Раньше молодые футболисты индивидуально работали над собой. Хочешь хорошо научиться играть головой? Установи ветку и прыгай, прыгай, оттачивай свое мастерство. А теперь даже на общие тренировки приходится палкой заставлять идти. И поэтому команды у нас в России сейчас все безликие, одинаковые.

Но сразу оговорюсь - для эффективных индивидуальных занятий нужна учебно-тренировочная база. Ее строительство в Находке было заморожено в 1991 году. Каждая команда должна иметь свой футбольный интернат, куда собирать одаренных детей со всего Дальнего Востока.

- Интеллигентный футболист - это реальность?

- В футболе сразу можно определить думающего, хорошего игрока. Могу даже утверждать, что интеллект и, конечно, везение в семейной жизни - первоосновы того, чтобы футболист раскрылся. 95 процентов ребят раньше времени заканчивают играть в футбол из-за поспешных браков. Всегда наставлял их: “Ребята, не женитесь рано!”. Ведь надо сначала закрепиться в команде мастеров.

Глебова, Синицу, Сергиенко, сегодняшних Кокоева и Наровецкого я бы отнес к думающим, умным футболистам.

- Что для вас значит “порядочность”?

- Это когда рядом с тобой всем хорошо.

- А о “русском национальном характере” вы никогда не задумывались? Он ведь не только “добрый” и “щедрый”?..

- Меня поражают характеры владык нашего государства. То, как они относятся к жизни других людей. Я, допустим, живу неплохо. Они говорят: хочешь лучше? Но только для этого надо потерпеть 2 года. Естественно, что я соглашаюсь. Но когда мы жили неплохо, а вместо светлого будущего получаем разворот на 360 градусов - это уже трагедия всего народа.

Мне кажется, что сильная черта русских людей в том, что мы никогда ни перед кем не стояли на коленях. Если ты русский - значит свободолюбивый.

- Как вы относитесь к городу, где живете?

- Находка - это моя вторая родина. Первый раз, когда очутился здесь в конце 60-х, подумал: зеленый, своеобразный морской городок.

- Вам, наверное, не составит особого труда объяснить, что же сегодня происходит в Чечне. Вы ведь из тех мест...

- В Грозный я никогда больше не поеду. Какой это был город! Нормальные чеченцы, ничем они не агрессивнее других кавказцев. Университетский центр. И у них, и у нас русский Лермонтов считался национальным поэтом и героем. Русские дружили семьями с чеченцами, никакой межнациональной розни не наблюдалось. Но ближе к 80-м в город наехала безграмотная провинциальная молодежь - пэтэушники, неопределенцы. И постепенно зародился обыкновенный бандитизм.

- Вы, конечно, тоже любите Лермонтова?

- Да, и еще Шолохова, Пушкина. Интересуюсь фантастикой, исторической литературой.

- Вы эмоциональный человек?

- Да, потому что южанин. Бывает, сутки “отхожу” после поражения.

- Свои мысли пробовали записывать?

- Конечно. Но не литературные. Так, футбольные схемы, тактические наработки...

- Погода на ваше настроение влияет?

- Спину ломит, а так особого значения этому не придаю.

- Есть ли у вас дача, машина?

- Ни того и ни другого.

- Клад находили?

- Часто это случалось в детстве. Я как-то сам себе программировал, что должен непременно найти деньги, и находил их. Причем пачками и буквально на дороге. Иногда таким “кладом” становились хорошие люди.

- А чем любите себя попотчевать?

- В моем возрасте надо есть поменьше мяса и муки и побольше рыбы. Но приходится есть все, что сегодня попадает на стол.

- Любимое женское имя?

- Никогда не задумывался об этом. Вообще ценю в “прекрасной половине” человечность и женственность. И даже если женщина красива, но отсутствуют эти два качества, это уже не мой вкус.

- Это сейчас примерно называется женщина-вамп...

- А вообще я воспитан на других идеалах, никогда большого значения межполовым отношениям не придавал. В отличие от молодого поколения. Вот подходит ко мне недавно молодой игрок “Океана”, не буду называть его фамилию, и говорит, что влюбился. Возлюбленная постарше его, с ребенком. Просит совета, как быть. Ну что я ему могу насоветовать? Я ведь на первое место ставлю футбол. Посмотрел я на него - все физические и душевные силы отдает этой девушке! Вместо этого он бы лучше позанимался индивидуально, поработал бы над “техникой” и “физикой”.

Трудно найти футбольному человеку понимающую супругу, которая входит в положение мужа с его-то жизненным режимом “не от мира сего”. Я всегда искренне завидовал таким счастливчикам. Женился я, правда, рановато - в 25 лет. Уходил в 8 утра и приходил в 10 вечера. Потому сейчас вот живу со второй женой. У нее дочь, у меня сын от первого брака.

- Вероятно, в вашей спортивной биографии было много курьезов, смешных случаев?

- Был случай, когда наша команда выигрывала 5:0, а в итоге проиграла с хоккейным счетом 6:7. Так постарался наш центральный защитник, прикинувший, что матч уже закончен. Перед финалом Спартакиады народов СССР в Новочеркасске мы чуть было не лишились двух ключевых игроков. Дело в том, что Завалко и Янцишин попали в сломанный лифт, катались вверх-вниз, и только чудом их удалось оттуда вытащить.

- Петр Иванович, вот вы говорите: “Все силы - игре”, “Все ради футбола”... И что вы получили от этого?

- Пройдет время, все будут помнить команду, но никто не вспомнит фамилию тренера. И это нормально.

От редакции. Петр Комиссаров высказал свое мнение на события, происшедшие в команде “Океан” в 1993 году. Но редакция “В” готова выслушать и другие соображения на этот счет.