Размышления у Волчьих ворот
Уже лет десять, как Японское море кормит Находку не столько рыбой, сколько подержанными японскими автомобилями. Моряки превратились в коммерсантов, а коммерсанты - в моряков. И деловая жизнь города сконцентрировалась вокруг авторынка. Естественно, любое властное решение, касающееся автобизнеса, вызывает живой отклик в сердцах горожан, автолюбителей, бизнесменов.
Ситуация такова. Машины продают на любой из 70 городских автостоянок. Но был единственный официально признанный авторынок на проспекте Мира. В выходные дни там выставлялось на продажу до 5 тысяч иномарок. И вот 15 июня нынешнего года вышло постановление мэра о выносе этого и всех прочих предприятий, торгующих машинами, за черту города. Новым местом для их размещения была определена территория вдоль объездной магистрали от улицы Перевальной до перекрестка Партизанск - Порт Восточный. Это так называемый район Волчьих ворот.
Появление документа взволновало многих. Стали даже поговаривать о переделе сфер влияния в местном автобизнесе. К тому же в очередной раз поразила легкость, с которой то закрываются, то открываются вновь, то переносятся городские рынки. Можно вспомнить историю рынка возле магазина "Универсам" на Пади Ободной, рынка на Тихоокеанской, рынка на базе "Плодоовощи-Находка". До сих пор не ясна участь крупнейшего в городе Южного рынка, срок земельной аренды которого заканчивается через 2 года. Теперь вот досталось авторынку.
Вынос "автотела" за пределы жилых кварталов городская администрация объясняет порушенной экологией и разбитыми дорогами. Вице-мэр Юрий Ильин в разговоре с корреспондентом "В" сказал, что речь идет о здоровье и жизни горожан.
Главный архитектор Находки Евгений Кислов смотрит на проблему со своей градостроительной колокольни:
- Город насчитывает 57 тысяч единиц личного автотранспорта. Каждый год к ним добавляется 40 тысяч транзитных иномарок. Их привозят на пароходах из Японии и Южной Кореи. Они курсируют по городу в ожидании реализации в течение месяца. Создаются пробки, разбиваются дороги, забиваются автостоянки. Горожанам некуда поставить свою машину. Они вынуждены покупать контейнеры и ставить их на детских площадках.
В общем, город заботится о детях и местных автовладельцах. Тут все понятно. Вопросы появляются по ходу дела.
После закрытия авторынка, которое состоялось 15 июня, поток транзитных иномарок должен был двинуться в район Волчьих ворот, где были нарезаны участки для арендаторов. Но ввиду того, что место было совершенно не готово к приему автомобилей, они разошлись по более удобным точкам, а основную массу приняла база АО "Североторг".
База представляет собой огромную закрытую территорию, удаленную от жилых кварталов и в то же время близкую к центру города, с ангарами, в которых легко организовать автосервис, с тремя въездами и тремя выездами, с местом для парковки от полутора до двух тысяч автомобилей. Одним словом, выбор коммерсантов не был случайным.
Заметим, что в качестве претендента на роль держателя нового авторынка АО "Североторг" возникло не только вследствие географических и прочих удобств. (К слову сказать, большая часть многочисленных московских рынков появилась как раз на месте бывших продовольственных и вещевых баз - там ничего не надо выдумывать, все уже есть.)
Дело в том, что АО "Североторг", которое на 51 процент является государственным предприятием, сегодня находится в крайне плачевном финансовом положении. Причем "до ручки" оно дошло не по собственной вине.
Рассказывает заместитель генерального директора АО "Североторг" Моисей Пак:
- Выполняя государственный заказ, мы получили централизованные ресурсы, закупили продукцию и отправили ее в районы Крайнего Севера, причем по распоряжению правительства без предоплаты. И по сей день эти деньги ждем. Нет средств на зарплату и налоги. Между тем Федеральное казначейство выставило нам иск, составивший со штрафом и пеней 78 миллиардов "старых" рублей. Мы были вынуждены обратиться в арбитражный суд по поводу незаконности штрафных санкций и выиграли процесс. Скорее всего решится вопрос и об отсрочке налоговых выплат. В этом случае нам останется только мобилизовать внутренние резервы, и положение выправится.
Потому-то, когда в конце прошлого года начала активно муссироваться тема о переносе авторынка с проспекта Мира, руководство АО "Североторг" ухватилось за эту идею и несколько раз обращалось в мэрию с предложением своих услуг. Тем более что вопрос о новом месте еще не был решен. Но мэрия ни разу не ответила.
В марте вышло постановление мэра о придании территории базы статуса продовольственно-вещевого рынка. В это же время предприятие начало обустройство площадей под авторынок - на свой страх и риск и в надежде, что городское руководство войдет в положение.
Однако консенсуса с властями не получилось. После того как большинство автокоммерсантов перебралось на территорию базы, руководство АО получило письмо-ультиматум, подписанное главным архитектором города. В нем говорится, что если АО "Североторг" не закроет незаконно функционирующие на его территории рынки и не возместит "громадный" долг по арендной плате, то к нему будут применены меры воздействия через налоговую инспекцию и налоговую полицию. Кроме того, руководители предприятия уведомлялись, что "администрация отказывает... организации в продлении договора аренды участка, отведенного постановлением мэра от 30 августа 93-го года..."
Ни больше ни меньше! Оказывается, предприятие, более 40 лет работающее в Находке и являющееся объектом стратегической важности, можно ликвидировать росчерком пера одного чиновника! Неужели и в самом деле Крайний Север окажется под угрозой голода, а 150 работников, большинство из которых люди предпенсионного возраста, будут выброшены на улицу? И как, кстати, быть с правом собственности Госкомимущества, которому принадлежит 51 процент акций АО "Североторг"?
Думается, что до ликвидации предприятия, которая неизбежно вытекает из отлучения от земли, все-таки не дойдет. Скорее всего, главный архитектор просто погорячился и выдал желаемое за действительное. Но уже эта самая горячность показывает, насколько остро стоит вопрос об авторынке.
Что касается главного аргумента в пользу предполагаемой экзекуции предприятия, то "громадный" долг по арендной плате, по словам Моисея Пака, составляет всего 400 тысяч рублей, то есть вовсе не громаден. Эту сумму можно было бы достаточно быстро отработать за счет авторынка. К тому же акционерное общество предлагает весьма выгодные условия: оно согласно отчислять 10 процентов валового дохода от функционирования авторынка на внебюджетный счет города.
- Неужели у администрации столько денег, - удивляется Моисей Пак, - что она даже не удосужилась дать ответ?
Есть вопросы и у других предприятий, занимающихся автобизнесом, но городская администрация предпочитает их не слышать. Она занимает жесткую позицию: авторынок должен находиться в районе КПД-80, быть единственным и муниципальным. Так легче контролировать бизнес и собирать налоги.
Мысль, безусловно, резонная, хотя небесспорная: все-таки экономикой движет конкуренция. Но и сторонники единого рынка, например генеральный директор ТОО "В.М.В.Е." Александр Екидин, многое не могут понять. Например, почему при разделе территории на КПД-80 одному дали 100 квадратных метров, а другому 2 гектара? Почему кому-то нужно просто разровнять площадку бульдозером, а кому-то приходится засыпать болото?
- У всех арендаторов, - считает Александр Екидин, - должны быть равные условия. В том смысле, что размер надела должен зависеть не от связей и "красивых глазок", а от того, что фирма может предложить городу. Объявите тендер, выберите, скажем, десятку наиболее достойных, дайте им равные наделы, а участки можно и в рулетку разыграть.
"В.М.В.Е." - одно из первых в городе предприятий, получивших лицензию на торговлю автомобилями. Эта фирма имела автосалон с одноименным названием на Пади Ободной и в числе прочих понесла убытки в связи с постановлением мэра о выносе авторынка.
Генеральный директор фирмы сомневается в законности постановления:
- А если завтра выйдет постановление торговать колбасой только на рынке Южном, а молоком - на Пади Озерной? Я получил лицензию на торговлю автомобилями во Владивостоке, собрал необходимые документы, заплатил все положенные сборы, вложил деньги в территорию, а мне теперь говорят: убирайся за черту города и вкладывай деньги еще туда. А кто возместит убытки?
Вопросы, вопросы, вопросы... От того, что на них не отвечают, они не становятся риторическими, хотя бы потому, что речь идет о серьезном деле. И их было бы гораздо меньше, если бы при подготовке подобных документов учитывались мнения самих участников процесса. Почему бы, к примеру, не собрать "круглый стол" и не попытаться найти точки соприкосновения всех заинтересованных лиц? Впрочем, это уже и впрямь риторический вопрос.