На "нашей" заставе все спокойно
-...Приказываю заступить на охрану государственной границы Российской Федерации!
Эта фраза постоянна и неизменна так же, как восход и заход солнца, как зажигающиеся ночью звезды и проступающая утром роса. И здесь, на заставе имени Героя Советского Союза Петра Терешкина, этот приказ звучит уже добрых 70 лет; было так и в дни Хасанских событий (тогда, правда, застава называлась иначе и находилась чуть в стороне, это уже в 60-х выстроили добротное кирпичное 2-этажное здание), было и в жесткие дни обострения на Даманском, так остается и сегодня. А как же иначе? Философия здесь проста: рухнуло прежнее государство, и на его обломках мучительно создается новое, сменились начальники заставы и личный состав, но одно остается неизменным - граница!..
Нынешний начальник старлей Александр Ковалев по местным меркам уже старый "терешкинец" - служит здесь 3 года. Начинал после училища "замом", последний год - командует непростым здешним хозяйством. А оно и впрямь нелегкое - тут тебе и сложнодемаркируемый участок, тут и стык 3 границ (Китая, России и Северной Кореи), тут и сопки Заозерная и Безымянная, где так любят бывать залетные журналисты и начальники всех рангов, тут и вплотную подступающее к границе, но все-таки российское озеро Хасан, куда частенько норовят заглянуть со своими сетями жители соседней китайской деревеньки.
И не то чтобы из-за этого отношения с сопредельной стороной были сложными - нет, все нормально, в последнее время китайские и наши пограничники даже обменялись несколькими дружественными визитами, включающими в себя и спортивные мероприятия. Но и расслабляться нельзя - граница!..
Взять, к примеру, ефрейтора Александра Уварова, которого фотокорреспондент "В" снял, что называется, на рабочем месте - на наблюдательной вышке, с биноклем в руках. "Бдительный солдат, - так охарактеризовал его начальник заставы. - Недавно участвовал в задержании нарушителя". "Что значит задержание?" - поинтересовались мы. "А то и значит, что сумел в темноте засечь с вышки китайца, перемещавшегося по нашу сторону границы. А уж задержать его было делом техники. Ведь главное всегда - обнаружить..."
Через пару месяцев Уваров отправится на дембель, домой, в Павловский район Алтайского края.
Но и те, кто останется служить, не уступают в профессионализме “дедушкам” заставы. Думаю, что не открою военную тайну, если скажу, откуда берутся опыт и умение у защитников границы. Дело в том, что для многих воинов пограничная служба стала делом семейным. И наверняка инструктор служебной собаки младший сержант Алексей Гребенкин призывался из села Шикуново Сузунского района Новосибирской области отнюдь не с пустым багажом. Не в том смысле, что ехал он с большими чемоданами. А вот знаний и готовности к предстоящей службе у него явно было побольше, чем у одногодков, ведь и старший брат - Олег - пятью годами раньше тоже служил в Приморье и тоже на китайской границе, только в районе Камень-Рыболова. Такая же ситуация и у напарника Гребенкина по наряду - сержанта Алексея Миниханова, призванного на воинскую службу из поселка Точильного Ашинского района Челябинской области. Два старших брата Алексея - Александр и Сергей - тоже прошли через горнило советско-китайской границы (на казахстанском участке) еще в начале восьмидесятых. Понятное дело, что, провожая младшего на службу, немало рассказали ему братья о премудростях охраны границы.
В этих парнях (а большая часть личного состава заставы имени Терешкина призвана из Сибири и с Поволжья) чувствуется основательная крестьянская закваска. Прошагать в наряде полтора десятка километров с полной выкладкой - привычное дело. Да и после наряда дел у солдата-пограничника невпроворот. Взять того же Миниханова - на нем еще и подсобное хозяйство держится. Да какое, скажете, на заставе хозяйство? Судите сами: корова, теленок, 2 свиноматки, причем одна принесла недавно 11 поросят, так Алексей всех выходил. А есть еще на заставе свой огород - и немаленький, есть своя баня, бывает в солдатском рационе и рыбка с Хасана. И на все нужны руки, время, внимание...
Оно, может быть, и не слишком хорошо: отвлекаются силы от основной задачи - охраны границы. Но иначе не выжить - как и вся армия, пограничники сегодня отнюдь не жируют. Сам не побеспокоишься - дядя (читай государство) ничего не даст, а если и даст, то самый мизер. Что же касается отвлечения сил, то здесь, конечно, все зависит от людей, их подготовленности и самоотдачи. Старший лейтенант Ковалев, с которым мы говорили на эту тему, был краток: “Если бы все солдаты были такие, как Миниханов, как Уваров, мы бы вообще никаких проблем не знали...”
Конечно, старлей немного лукавит: проблем все равно выше головы, только успевай поворачиваться. А тут еще и 60-летие Хасанских событий подоспело. Юбилей, конечно, дело серьезное, так просто от него отмахнешься. Но вот в чем беда - если для некоторых политиков это не более чем очередное шоу с красованием перед телекамерами (говорят, на Хасан собираются высокопоставленные думцы г-н Жириновский и г-жа Горячева, да одних только журналистов никак не менее полусотни наберется), то для пограничников подобное мероприятие - в первую очередь тяжкий труд: попробуй-ка подновить памятники на братских могилах, разбросанных в таких местах, что все стройматериалы приходится подтаскивать на себе. А с помощниками (как, впрочем, и со стройматериалами) здесь негусто. Единственные, кого смог назвать Александр Ковалев, так это краевая администрация, выделившая средства на подготовку к юбилею, администрация поселка Хасан, сама латающая дыры в скудном бюджете, да Хасанское государственное дорожное ремонтно-строительное предприятие, которое делится с пограничниками всем чем может.
Во время последней поездки по мере сил постарались помочь пограничникам и мы. Да и как иначе - газета “Владивосток” вот уже 2 полновесных года шефствует над заставой имени Терешкина. И в этот раз привезли мы бойцам и офицерам традиционные подарки, поговорили о житье-бытье, обсудили планы на будущее. Уже собрались уезжать, подходит Леша Миниханов и неловко пытается сунуть нам какие-то деньги. Мы оторопели: что такое? А он (и видно, что неудобно ему обращаться с какой-то просьбой) говорит: “Может, сумеете в городе купить, привезите, пожалуйста, настоящий зеленый пограничный берет...”
Не надо денег, Алексей. А береты обязательно будут! В ближайшее воскресенье, в юбилей, мы вручим такой берет и тебе, и другим бойцам, на которых стоит застава, на которых держится граница!