“Упырь” “мытарю” - не товарищ
Вторую неделю в кинотеатрах Владивостока идут новые российские фильмы из пакета киностудии Горького, закупленного Приморским кинопрокатом. Пакет этот состоит из четырех фильмов “Упырь”, “Змеиный источник”, “Странное время”, “Мытарь”
Бурно аплодировать и бросать в воздух головные уборы от радости пока рано, но сам факт появления в кинозалах сразу четырех наших новых фильмов заслуживает более пристального внимания.
Конечно же, зритель по своей привычке, приобретенной в последние лет десять, в кино особо не спешит: дескать, все это уже видано-перевидано. Смени название, приставь его к другой картине - и не вспомнишь назавтра, что же смотрел вчера. Многим казалось, что летаргическая спячка в нашем кинематографическом царстве, изредка освещаемая единичными всплесками, растянется еще не на одно десятилетие.
Ан нет. За последние 2 года в России выпустили столько фильмов, сколько не снимали в предыдущие 10. Среди них такие интересные работы, как “Страна глухих” Тодоровского-сына, “Ретро вдвоем” Тодоровского-отца, “Время танцора” Абдрашитова и Миндадзе, - их приморские зрители еще увидят, судя по интервью директора кинопроката Анатолия Воробьева, которое он дал программе “Киноэкран” на учебном телевидении. Будем ждать появления этих фильмов во Владивостоке - они того стоят.
И все же сегодня самая обнадеживающая линия российского кино, на мой взгляд, - это возможность заявить о себе молодым. 30 лет (чуть моложе, чуть старше) - возраст, когда многим уже есть что сказать, не засидевшись на старте. А ведь совсем недавно в режиссерах-дебютантах ходили убеленные сединами мужи...
Проектом для молодых, получившим название “малобюджетного кино”, занялась студия Горького во главе со своим новым директором Сергеем Ливневым. “Малобюджетное - это значит “малыми средствами, в сжатые сроки, учитывая пристрастия зрителей”. Словом, дешево и сердито. Одно очевидно: без такой “пробы пера” и себя в киноискусстве возрождение российского кино откладывалось бы опять и снова. Сейчас же появилась надежда, что в ближайшие годы мы выберемся наконец с задворок мирового кинопроцесса, и свои собственные киношедевры не за горами.
Кстати, один из “малобюджетных” фильмов - “Змеиный источник” - уже назван некоторыми профессиональными критиками “лучшим фильмом года”.
“Змеиный источник”. Хотя есть и прямо противоположные мнения. К примеру, Никита Сергеевич Михалков прямо обрушился на фильм с критикой, оговорив, правда, что это его личное мнение.
Так о чем же фильм? В маленьком городке маньяк убивает молодых красивых женщин. Страх разлит, кажется, в самом воздухе, в тихих заводях, не говоря уже о людях, которые парализованы ужасом, неуловимостью преступника и ожиданием следующей жертвы. Вспоминаете примеры из жизни типа Чикатило?.. И вот в это самое “веселенькое” место приезжает на практику в школу студентка Дина - тоже молодая и красивая. Будущая жертва? Или сообщница преступника? Или сама... неужели?! По законам жанра - а это мистический триллер - зритель будет до конца гадать - кто же преступник?
Актерский талант Ольги Остроумовой и вновь неожиданного Евгения Миронова сделали их героев настолько узнаваемыми, что по ходу фильма начинаешь вспоминать, где же в жизни приходилось встречаться с такими персонажами.
Режиссер, он же автор сценария, Николай Лебедев так говорит о своем детище: “Для меня эта история - о нашем обществе, о природе диктатуры, всепоглощающей власти, которая возникает, когда разум и душа находятся в спячке... У меня появился образ - Источник, испив из которого, человек может отравить душу”.
Так, может, в этом и корень всех наших бед - пьем из Змеиного источника и помаленьку звереем, то есть змееем? (ужасное слово!)
“Упырь”. Что касается этого фильма, то во всех отношениях сделан он намного проще. Тоже в духе мистического триллера из жизни маленького провинциального городка. На сей раз здесь орудуют упыри, то бишь вампиры, если вам привычнее эти существа. А в общем-то это одно и то же. Так вот, приезжает сюда большой специалист по борьбе с упырями-вампирами. Только успевает колья заготавливать и всаживать их в каждого встречного-поперечного. Потому что у них в городе что-то вроде инфекции - ну все абсолютно заражены, то есть уже укушены - и, как положено при таком диагнозе, в зеркале не просматриваются. А внешне - ну обычные люди, правда, за исключением одного-двух, все “крутые братки”. Можно сказать, по замыслу автора фильма вот так героически, не зная пощады, и надо бороться со злом. Ну и что, что гора трупов растет с каждой секундой, и случайные жители попадают туда же, как говорится, лес рубят - щепки летят.
Надеюсь, мою иронию читатель не спутает с цинизмом - это просто здоровая реакция на то, что обрушивается на твою психику с экрана. Иначе можно свихнуться от этого переизбытка трупов, кольев, упырей и крови.
А вот, кстати, и созвучный по названию с предыдущим - “Мытарь”. Но это уже совсем другая история. Мытарь - так в старину называли сборщика налогов. Герой фильма и работает в налоговой инспекции. Судьба наделила его даром предвидения и житейской мудростью, которые спасают его в критической ситуации.
На этот фильм зрители пойдут хотя бы из интереса к творческой группе: сценарист Иван Охлобыстин, режиссер Олег Фомин, в ролях: Олег Фомин, Анна Молчанова, Михаил Глузский, Александр Пороховщиков, Йозас Будрайтис.
И последний фильм из серии “малобюджетного кино”, который в ближайшие дни выйдет на экраны Владивостока, - “Странное время”.
Что же это за время такое? Можно сказать, что это история поколения 30-летних, рассказанная в трех новеллах, потому как приметы времени налицо - и Афган, и перестройка, и спирт, и стремление в конце концов отрешиться от всего этого и хоть в мечтах взлететь над пустотой бытия. Но может, поколение тут как бы фон? И странное время - это время ожидания любви, поиски “своего” человека, набивание шишек и выворачивание души... А в итоге - странное ощущение пустоты от непонимания их, невлюбленных, - зачем, для чего эти страдания и мечтания?.. Тогда хочется найти свой круг, где тебя поймут и примут, и крепко держаться за руки, и слиться с Природой, и быть снова ее дитятей - любимым и любящим...
Автор сценария и режиссер Наталья Пьянкова, в ролях: Елена Майорова (последняя роль), Олег Фомин, Глеб Сошников, Олег Васильков, Сергей Виноградов.
И в заключение этих небольших заметок о новых российских фильмах в кинотеатрах Владивостока хочу привести мнение далеко не молодого актера Михаила Глузского: “Я получил возможность наконец-то узнать на практике, что же такое “малобюджетное кино”, о котором сейчас так много говорят. Мне приходилось слышать от многих людей старшего поколения, что работать с молодыми “малобюджетниками” невозможно: сроки - короткие, темпы - фантастические, условия - тяжелые. Конечно, это так. Но только при чем здесь слово “невозможно”? По-моему, речь идет об обыкновенном профессионализме. Плюс некоторая доля энтузиазма, без которого не обходится ни одно новое дело. Так что “малобюджетное кино” - вещь, как мне кажется, перспективная и живая”.
Так что будем ждать, надеяться и верить, что наши российские киношедевры все же на подходе. Как говорится, смотрите фильмы - и вы их увидите.