Русский с тайцем - братья по кризису

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Прошлогодний визит отряда кораблей Тихоокеанского флота в Таиланд был назван чрезвычайным и полномочным послом РФ в королевском государстве “настоящим прорывом в отношениях двух стран”. Сами тайцы оказались несколько скромнее в оценках результатов нашего визита.

Вероятно, “прорыв” действительно имел место, но скорее всего каких-то материальных результатов он не даст. Во-первых, кризисы бывают не только в России, но и в Юго-Восточной Азии, во-вторых, Таиланд - одно из наиболее проамерикански настроенных государств этого региона. Конечно, это не имеет большого значения, если речь идет, например, о поставках бананов, а вот с торговлей оружием дело обстоит несколько сложней.

Что касается значимости ответного визита, то, судя по всему, выводы мы будем делать самостоятельно: посол Таиланда до Владивостока не добрался (на церемонии встречи присутствовал военный атташе полковник Вутичай), а государство представлял контр-адмирал Вадчарамур Пирасак, занимающий должность командира кадетского соединения. Для первого за 100 лет визита это не самый высокий уровень представления государства, особенно если учесть произошедший в прошлом году “прорыв во взаимоотношениях двух стран”. Хотя, конечно, сам по себе визит двух кораблей, организованный в условиях жесточайшего экономического кризиса (по некоторым оценкам, экономика Таиланда оказалась отброшена на 40 лет назад), уже дорогого стоит. В общем, мы смело можем рассчитывать на дружеские отношения еще с одним “тигром” Юго-Восточной Азии, но, вероятно, о большем пока не следует даже мечтать.

Таиланд обладает достаточно сильными военно-морскими силами. Королевские ВМС Таиланда теперь входят в пятерку крупнейших в Юго-Восточной Азии. В составе флота не только патрульные корабли, но и авианосец (“Чакри Нарубет” испанской постройки) с эскортными силами, современные дизельные подводные лодки и даже дивизия морской пехоты. Таиланд имеет собственную “кузницу” офицерских кадров для флота.

Контр-адмирал Пирасак как раз и является начальником этого учебного заведения. Кстати, на борту фрегатов “Таксин” и “Мекут Реджикуман” к нам в гости прибыли 200 морских кадет. Надо сказать, что тайцы в достаточной степени “комфортные” моряки. В корабельных коридорах “Таксина”, например, стоит устойчивый запах кунжутного масла и лапши, а не дизтоплива, как у нас, или кондиционированного воздуха, как у американцев. Иллюминаторы ходовой рубки украшают по-домашнему симпатичные и уютные шторки с розочками. Здесь же на ходовой имеется небольшая полочка, на которой размещаются фигурки почитаемых в Таиланде святых. Такая же полочка, но с фигуркой Будды имеется и в офицерском коридоре, рядом с каютой командира. Впрочем, такая религиозность, на мой взгляд, только делает честь тайцам: значит, у людей есть что ценить и кому верить.

Трудно судить о морских качествах тайцев, но, судя по швартовке фрегата “Мекут Реджикуман”, до своих американских учителей им еще далеко. Якорь был отдан не совсем точно, якорь-цепь задержана преждевременно, “выброску” подать не смогли, швартовые концы выбирали не то что медленно, а как-то уж совсем неохотно. В былые годы у нас затакую швартовку хороший командир соединения обязательно выгнал бы корабль на рейд для “совершенствования морских навыков”. Во время звучания государственного гимна Таиланда на борту “Мекут Реджикуман” в районе шкафута и надстройки матросы совершенно спокойно подметали палубу. К сожалению, с некоторых пор все это является вполне естественными вещами и для нашего флота.

Активно вооружаться Таиланд начал в прошлом десятилетии, хотя собственную армию имел всегда. Традиционно здесь отдается предпочтение американскому оружию. Правда, в последнее время тайцы стали проявлять несколько большую самостоятельность. В Германии были приобретены 4 дизельные подводные лодки. Крупный заказ на постройку 6 корпусов фрегатов водоизмещением 3000 тонн был размещен и выполнен на судостроительных заводах Китая. Один из этих кораблей, кстати, гостивший во Владивостоке, фрегат “Таксин”. Правда, вся начинка - от машин до оружия и электроники - американские. Монтаж вооружения происходил уже непосредственно в Таиланде. За исключением довольно устаревшей электроники корабль имеет то же вооружение, что и американские корабли этого класса.

Разумеется, отправляя в прошлом году свою дизельную подводную лодку на выставку оружия “ТАИ-97”, мы не рассчитывали ограничиться только демонстрацией достижений российской кораблестроительной мысли. Прием и внимание, оказанные нашей лодке в Таиланде, в значительной степени подпитали эти надежды. Но, похоже, не совсем оправданно. На мой вопрос, как таиландские моряки оценивают российскую подводную лодку класса “Кило” и рассчитывают ли иметь подобные ПЛ в составе своих ВМС, контр-адмирал Вадчарамур Пирасак честно ответил: “В Таиланде сейчас экономический кризис”.