Дети имеют способность расти
Дети вырастают незаметно, и вот уже мы, родители, смотрим на них снизу вверх, и разговоры за вечерним чаем сводятся к одному: что будет с ними дальше...
Примеры последних лет не вдохновляют. Выросла безработица и ударила в первую очередь по молодым. В объявлениях о вакансиях чаще всего указывают: “желательно с опытом работы”. Где взять опыт тому, кто только вчера закончил школу? А где взять профессию, если прием на бюджетные, то есть бесплатные, места сократился еще на 15 процентов, хотя и до того во многих вузах и техникумах едва достигал половины имеющихся мест. Конечно, дальнереченцы по-прежнему, как и другие жители глубинки, стремятся уехать и поступить в вузы. Но те, кому это удается, не торопятся возвращаться домой. И по-своему правы: откуда им знать, нужны ли они своему району или городу? А между тем среди наших детей есть, да и немало, таких, кто мог бы в дальнейшем стать славой, опорой, надеждой своей “малой родины”.
Посмотрите, вот заканчивают школу парни. Один уже сегодня решает сложнейшие математические задачи, другой готов целый день лежать под трактором и искать причину поломки, третий сидит целыми днями у реки, выслеживая места гнездовий даурского журавля. У них есть уже свой ярко выраженный жизненный интерес, и его можно направить на пользу обществу. И еще смотрите, как на глазах стареют производственные коллективы. На переменках учителя уже чаще обсуждают дела внуков, а не собственных детей, и в кооперативах не увидишь молодого тракториста. “Прокати нас, Ванюша, на тракторе!” - Ванюша уже давно стал Иваном Петровичем и в кабину трактора поднимается не легко и быстро, как раньше, а кряхтя и поминая всех чертей. Да, собственно, если каждый из вас оглянется вокруг себя и своего рабочего места, он с удивлением заметит, что преемников у него нет.
Сейчас выглядело бы неуместным рассуждать о том, что нужны деньги на местную программу образования молодежи. Но вот ведь какая арифметика - сегодня, прежде чем “переманить” к себе издалека какого-то специалиста, администрации города или района надо ломать голову над тем, где взять ему деньги на квартиру. А ведь эти деньги никогда уже в бюджет не вернутся: любой чиновник, врач, агроном, учитель имеет право квартиру приватизировать и продать, если соберется уехать. Сколько таких историй мы знаем! А если на эти деньги не дома для приглашенных специалистов покупать, а учить наших, местных детей - дальнереченских, лесозаводских, пожарских? Но вот опять проблема: захотят ли они вернуться в свой город, село?
Есть ли выход? Думаю, да. Если администрация города, района будет давать своим молодым талантам возможность учиться, то надо это делать на сугубо деловой основе. Желающий приобрести профессию должен заключить договор, по которому и получит ссуду на образование, а выплачивать ее будет, придя на работу через 5 лет. А может быть, по доброй воле властей и вообще не выплачивать. Ну а если не вернется, то выплачивать будет непременно и с большими процентами.
Такая программа может расширяться за счет предпринимательских взносов. Уже сейчас большинство предпринимателей так или иначе участвуют в благотворительной деятельности. Но разовые акции настоящих результатов не дают. Может быть, попробовать и такую форму, как именная стипендия? Тот, кто зарабатывает деньги на лесе, мог бы, вероятно, отправить учиться в лесотехнический молодого человека, который, вернувшись, будет восстанавливать порубки.
Пожилые люди очень любят говорить о том, что молодые, мол, не умеют работать. Интересно, откуда он сделан, этот вывод? Ведь у большинства молодых еще и шанса-то не было проявить свои способности. Интересно, кто-нибудь сегодня знает, сколько дальнереченцев окончили сельскохозяйственный институт и куда они подевались? Сидят по домам и слушают упреки родителей: “Вот, выучили - и что?” А между тем в селах уже напрочь забыли, что такое агроном, и каждый сеет, пашет, как ему вздумается, а по осени чешет в недоумении затылок: не выросло, что ты будешь делать!
Но ведь именно эти молодые люди, что спрятали свои дипломы и предпочитают о них не вспоминать, учились уже по новым программам. И точно знают, что такое голландские технологии, понимают толк в маркетинге и лизинге (что мы, старшее поколение, и выговаривать-то не умеем) и могли бы начать свое дело иначе, чем деды и отцы. Только кто им поверит в банке? Вот если бы гаранты были, поручители. Именно эта категория будущих работников, предпринимателей, фермеров не имеет сегодня выхода на администрацию города, района. Они ведь никому неизвестны, и даже если придут за помощью - кто будет сегодня всерьез разговаривать со вчерашним выпускником? Только завтра он опытнее не станет, потому что, не работая, теряет и то, что уже имел.
Долгое время наш город Дальнереченск и Дальнереченский район, как, собственно, и весь край, жили в расчете на приезжих специалистов. Вот хотя бы один пример: в Ракитненской участковой больнице четыре врача, окончивших Оренбургский, Семипалатинский, Харьковский и Хабаровский мединституты. А наших, приморских, в том числе дальнереченских, нет.
Все высказанное выше пока только повод для размышлений. Но если на эту проблему и в самом деле посмотреть со всех сторон, то, вполне возможно, появился бы у нас шанс на будущее, в котором будет место и нашим детям.