Теперь “модно” обходиться без лифтов

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Очень даже может быть, что скоро абсолютно всем горожанам придется привыкать, добираясь до своих “высотных” квартир, считать лестничные марши, ибо в течение буквально двух-трех месяцев у всех ПЖЭТов, МУПов города заканчиваются лицензии на эксплуатацию лифтов. К такому неутешительному выводу пришло совещание, проведенное специалистами отдела котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями Приморского управления гостехнадзора России.

Все было бы не так страшно, ведь раньше эти лицензии продлялись практически автоматически, если бы не жилищная реформа, идущая во Владивостоке под поистине революционным лозунгом: “...Разрушим до основания, а затем...” Прежде всего сменился хозяин лифтов в жилых домах - их балансосодержателем стал городской комитет по управлению имуществом. Он-то и должен решать все проблемы, возникающие в связи с ремонтом, содержанием и эксплуатацией лифтов, в том числе и с получением лицензии.

В этом году удалось переломить через колено “Дальлифт”, ранее занимавшийся исключительно содержанием и ремонтом лифтов. Теперь ПЖЭТы должны “передать” ему всех 1600 лифтеров - это предусмотрено договором, подписанным 10 июня между предприятием и мэрией. Однако “Дальлифт” не согласен принимать всех переводом, и его представитель привел достаточно веские аргументы. Прежде всего абсолютное большинство лифтеров не прошли медосмотр и не аттестованы, то есть, если переложить ситуацию на автодорожное движение, сели за руль автомобиля, не имея прав на его управление. А значит, взяв таких на работу переводом, а потом по тем или иным причинам решив избавиться от части работников, “Дальлифт” разорит себя до последней нитки - ведь придется выплачивать различного рода компенсации. Да и на проведение аттестации требуются немалые средства. А ведь “Дальлифт” и так живет небогато, зарплату здесь тоже задерживают.

Так что и этот вопрос завис или, как сказал заместитель председателя комитета по управлению муниципальным имуществом Юрий Кульчий, находится в стадии реформирования. Ох уж это реформирование, ставшее сущей напастью для россиян. С ним надо бороться как с порочной модой, ибо кто же начинает что-то перестраивать на своем производстве, четко не определив сумму затрат и источники их покрытия. Между тем для Юрия Кульчего многие цифры, прозвучавшие на совещании, судя по всему, оказались открытием.

К примеру, в ПЖЭТ-4, обслуживающем Первореченский район, подсчитали, что для того, чтобы все 579 лифтов, эксплуатируемых на территории, работали на вполне законных основаниях, то есть на основе лицензии, а также страховки, которая согласно указу президента России является обязательной, надо выложить ни много ни мало 600 тысяч рублей. Выкладывать, естественно, должен хозяин - вышеназванный комитет. В городе, между прочим, 2510 лифтов, работает, правда, лишь 1919, но и так получается что-то около 2 миллионов новых рублей.

Цифры, конечно, приблизительны, но с полной уверенностью можно сказать, что они занижены. Потому что платить придется еще и за ремонт неработающих лифтов, от которых, собственно, остались одни шахтные коробки, за ремонт действующих, ибо практически все они эксплуатируются с нарушением технических норм - средств на их содержание мэрия не выделяет, поскольку считает, по словам Юрия Кульчего, что 60 процентов должен компенсировать край, а платежи населения не покрывают и 40 процентов. Впрочем, эта позиция распространяется на весь жилищно-коммунальный комплекс города.

Причем из месяца в месяц эти затраты будут возрастать. По словам специалистов котлонадзора, они не останавливают лифты, хотя по инструкции уже давно должны были запретить эксплуатацию если не всех, то большей части лишь по той причине, что уже через неделю их не восстановишь. Остановившийся лифт оказывается объектом интенсивного грабежа и за считанные дни становится годен разве что на сдачу в металлолом. По существу те 500 с лишним стоящих лифтов не ремонтировать надо, а полностью менять. Новый лифт - это 100 тысяч новыми. Сумму подсчитать несложно, и практически каждую неделю к ней добавляется новая сотня тысяч.

Это хорошо понимают в котлонадзоре, в “Дальлифте”, в ПЖЭТах, но все они никак не могут доказать мэрии, комитету по управлению имуществом, что лифтовое хозяйство вот-вот остановится, и тогда его восстанавливать придется годами. Конечно, это не топливно-энергетический комплекс, не водоснабжение, но и без лифтов в многоэтажках о комфортности жилья говорить просто язык не повернется. А самое главное, владивостокцы и так уже наказаны все более и более снижающимся уровнем коммунальных услуг, причем неизвестно за что. Теперь вот еще без лифтов. На сколько, любопытно, у нас терпения хватит?