А ты просвещен ЭКОЛОГИЧЕСКИ?
Недавно ведущие криминологи мира (да, именно криминологи, а не экологи!) выделили место экологической преступности в 17-пунктной классификации международной мафии. В пояснениях к “экологическому разделу” указывается давно ясное для каждого из нас - жертвой экологических преступлений становится население всего мира. Ясно и то, что само же население всего мира - и виновник экологических преступлений. Вы когда-нибудь задумывались, что загазованные улицы, культ никотина и банальные бумажки кругом - это наших же рук дело?
В марте нынешнего года из стен краевой администрации вышло постановление о создании межведомственной комиссии по экологическому образованию. Кроме чиновников к этой кропотливой и неоднодневной работе были привлечены крупнейшие ученые-экологи Приморья. Так, председателем комиссии стала доктор биологических наук, зав. кафедрой общей экологии ДВГУ Надежда Христофорова.
Вероятно, самыми важными шагами на пути к массовому экологическому просвещению приморцев станут подготовка проекта закона Приморского края “Об экологическом образовании населения”, создание собственно концепции и программы такого образования, повышение квалификации школьных учителей.
Этим летом участниками комиссии разрабатывается подробное так называемое стратегическое планирование работы, чтобы к маю следующего года с их работой ознакомились педагоги края.
По мнению заместителя председателя межведомственной комиссии эколога Валентины Кубаниной, необходимые условия успешной работы разработчиков - это заинтересованность краевой администрации и финансирование. Например, до сих пор остаются сомнения - возьмут ли на себя краевые власти расходы по изготовлению школьных учебников по экологии, наглядной агитации.
Экологическое образование населения Приморского края берет начало от учреждения в начале 80-х годов прошлого века Общества изучения Амурского края. Уже тогда в большом списке работ общества значатся экспедиции, научно-практические конференции; издание историко-географической, краеведческой, экологической литературы; кружковая, клубная, секционная, индивидуальная, консультационная работа по проблемам развития края.
Значительный приток активистов природоохранной работы в 30-е годы был обусловлен созданием Всероссийского общества охраны природы (ВООП). Сегодня краевое и владивостокское городское отделения ВООП поддерживают тесные контакты с другими общественными экологическими организациями, координируют инициативы населения по озеленению городов, школьных территорий...
В годы “застоя” об экологическом просвещении приморцев и речи не было. Да, “индустриализаторы” признавали свои экологические грехи. Например, на восьмой сессии двадцатого созыва Приморского краевого совета народных депутатов (1989) много говорилось о необходимости оздоровления экологической обстановки и об усилении охраны окружающей среды. Конечно, открыто критиковались отдельные промышленные гиганты, а некоторым структурам даже чисто по-партийному предписывалось “определить приоритетные санитарно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и устранение вредного влияния окружающей среды на состояние здоровья населения”. И ни слова об экологическом образовании.
В годы “рыночных реформ” экологическое просвещение исходило в основном от многочисленных экологических организаций и фондов. Но, кажется, их деятельность затрагивает небольшое число приморцев. Специалисты приходят к выводу, что самым эффективным воздействием на массовое сознание станет прививание экологических знаний со школьной скамьи. Ставку на школу, очевидно, сделает и межведомственная комиссия. Профессор Надежда Христофорова за год берется написать школьный учебник; те же очистительные рейды по пляжам Владивостока будут проводиться не кем иным, как самими школьниками.
Между тем, несмотря на то, что экологическое образование официально признано в нашей стране приоритетным направлением в области образования, остается множество проблем. Так, существует предположение, что экологическое образование “на ура” воспримут только в самых загазованных районах Приморья: Дальнегорске, Спасске-Дальнем, Владивостоке...
Согласно анализу, проведенному зав. кафедрой естественнонаучного и математического образования Приморского института переподготовки кадров и повышения квалификации А. Петрунько, экологическое образование в школах по-прежнему носит не обязательный, а рекомендательный характер, что позволяет школам исключать экологию из перечня обязательных для изучения дисциплин (хотя есть и исключения - средняя школа № 22 Владивостока). Кроме того, школам не хватает учебников и методических пособий. В большинстве школ не создана оптимальная для осуществления экологического образования учебная (т. н. фисилитационная) и социоприродная среда: безопасность, безвредность пребывания в школе; сокращение психоэмоциональных перегрузок; поддержание и укрепление физического здоровья и т. д.