Прикинуться дохлой овцой
Время приближалось к двум пополудни. Анна Григорьевна поставила разогревать обед для внука, с минуты на минуту он должен был прийти из школы. Сегодня у него подготовительные курсы, влетит, похватает, не особо разбирая, что ест, и опять за порог. После двух она все чаще подходила к окну. Телефон тревожно молчал. Вечером пришли с работы родители. После семи принялись звонить его друзьям. Как выяснилось, в 13.30 они простились возле школы, Саша вместе с Артуром, своим одноклассником, пошел на трамвайную остановку - добираться домой. У Артура телефона не было. С трудом разузнав домашний адрес, помчались к нему. Маму Артура, которая воспитывала сына одна, застали в полуобморочном состоянии, она обзвонила от соседей все больницы и морги. Саша появился дома около 10 часов вечера. На все расспросы лишь бросил с каменным выражением лица: “Менты задержали”. Потом, вытащив из школьного рюкзака “Войну и мир”, пару часов читал, не перелистывая страниц...
Среди взрослых, имеющих несовершеннолетних детей, я провела небольшое блиц-интервью. “Что вы испытаете, узнав, что вашего сына или дочь задержала милиция?” - спрашивала я. После секундной оторопи (когда во взгляде интервьюируемого явно читалось: типун тебе на язык!), произносилось 2 слова: паника... ужас... Опросив дюжину, поняла, что ждать каких-то вариаций не приходится: ответы людей разного возраста, достатка, социального положения все были как под копирку. Был и второй вопрос, после которого провисала продолжительная пауза, но об этом чуть позже.
...В 2 часа ночи трое 15-летних девушек были доставлены в отделение милиции в связи с тем, что находились в позднее время без взрослых. Они возвращались с ночной дискотеки и сидели на остановке “Адм. Фокина”. В дежурной части сначала сидели в одной из комнат, позднее, по предложению одного из сотрудников, мыли полы в дежурной части, т. к. их обещали отпустить.
... Двое подростков задержаны в 20.45, когда играли в сквере в карты. 4 часа провели в милиции. Ночью освобождены. Один подросток спустя полчаса вновь задержан. Уже другой патрульной группой. В дежурной части его заставили написать объяснение, что он якобы выпил 30-40 г водки. За что впоследствии его родители были оштрафованы.
...Два друга, 14 и 15 лет, перекатывали мокик по тротуару возле своего дома. Были задержаны вместе с мокиком с целью установления личностей подростков и мокика - не числится ли среди похищенных. Освобождены в скором времени благодаря матери одного из них, которой соседские ребята сообщили о случившемся.
...Четверо подростков (14 лет) в 18.00 задержаны в сквере. Погасив костер, который они жгли, не выполнили требования покинуть сквер. Час сидели в “воронке”, потом в следственной камере. Затем с ними была проведена профилактическая беседа, их “пожурили” и отпустили глубокой ночью домой.
...Подростки, собравшись в подвале, договаривались о зимней рыбалке. Задержаны на том основании, что в районе с кого-то сорвана шапка. Доставленных выпороли ремнем, чтобы им “неповадно было ходить в подвалы”.
Это лишь часть фактов, которые были вскрыты работниками отдела по делам несовершеннолетних и молодежи краевой прокуратуры при очередной проверке законности применения к несовершеннолетним административного задержания. В отчетах содержатся выводы: “службы, которые доставляют подростков, не утруждают себя выяснением обстоятельств на месте, а предпочитают свозить подростков в дежурную часть до разбирательства с ними работников ОППН, зачастую представляя лишь безграмотно составленные рапорта. Протоколы задержаний в соответствии со ст. 240 АК РСФСР не составляются”. И еще: “со слов работников дежурной части становится ясно, что они не понимают разницы между протоколом административного задержания и протоколом совершения административного правонарушения”.
- Кто переживал острее, я или сын, трудно сказать, - говорила мне при встрече мама Саши, Анна Алексеевна. - Еле вытянула из него, как все произошло. На остановке к нему с Артуром подошли 2 милиционера, сказали, что на них указали как на нарушителей порядка: полчаса назад подростки стащили с прилавка связку бананов. Приметы сходятся - коротко стриженные, черные джинсы, черный жилет. Вывернули рюкзаки, там пусто. Отправили в отделение милиции, оставили думать, пока не напишут признание. Звонить домой не разрешили.
С того дня сын замкнулся, смотрит вокруг волчонком.
Саша на встречу со мной прийти отказался. Вместо него моим очередным собеседником стала психолог Вероника Пашенная.
- Конечно, для подростка это шоковая ситуация, на грани трагедии. Его охватывают чувства беззащитности, унижения и полной ничтожности. Для психологически неокрепшей личности ситуация чревата тяжелыми последствиями. Но теперь подростку надо сказать: ты получил прекрасный жизненный опыт. До сих пор мама и папа брали на себя решение твоих проблем. А жизнь сложнее и жестче, и еще не раз придется рассчитывать только на себя. Родители должны с детства растолковывать эту прописную истину своим детям. И тогда в любой ситуации им помогут стойкость, выдержка, оптимизм.
На Набережной, где в солнечный день вальяжно фланировали горожане, я подсела к группе подростков. Скоро бурный разговор привлек внимание и других ребят, образовалась целая компания человек в 20. “Да могут привязаться к чему угодно! Громко ржешь (из песни слов не выкинешь), нахально смотришь”. Как в плохом кино, именно в этот момент мимо нас проходили 2 работника ОППН, подозрительно взглянули, приостановились, ребята притихли, как-то ощетинились, мы все разом посерьезнели. Как оказалось, из всей группы семерым довелось близко “познакомиться” с методами работы милиционеров.
- Четыре часа без объяснений держали в дежурной части... Не разрешили звонить домой... Не реагировали на просьбу отпустить в туалет... Снимали отпечатки пальцев, как у уголовников... Словесно изгалялись при просьбе дать стакан воды...
На мой вопрос о побоях лишь переглянулись и украдкой взглянули вслед ушедшим стражам порядка.
И еще на один вопрос лишь пожали плечами: как себя вести, если вас остановил сотрудник милиции? Кто-то пошутил: лучше прикинуться дохлой овцой.
О своих правах и обязанностях никто из них связно сказать не мог.
Прямо от них я отправилась на другую встречу. Достала блокнот, куда корявым почерком подростки написали все, что хотели бы узнать от юриста. Моим собеседником стала Елена Гаврилова, директор юридической фирмы “ЮК-РОССЪ”.
- Что надо делать, если на улице подошел милиционер и потребовал предъявить документы?
- В соответствии со ст. 11 ч.2 милиция имеет право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения. Но в соответствии со ст. 5 закона “О милиции” милиционеру запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека.
- Если милиционер предложил на улице пройти в ближайшее отделение милиции?
- В соответствии с п. 7 ст. 11 закона “О милиции” милиционер имеет право задерживать и содержать под стражей в соответствии с законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу. Согласно ст. 122 УПК РФ милиция имеет право задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:
* Когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.
* Когда очевидцы или потерпевшие прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление.
- Но в любом случае, - говорит Елена Павловна, - милиционер обязан разъяснить гражданину повод и основания такого ограничения, а также возникшие в связи с этим его права и обязанности (ст. 5 закона “О милиции”).
- Можно ли потребовать звонка домой, находясь в отделении милиции?
- Милиция по просьбе задержанных граждан (в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) должна сообщить о задержании их родственникам, администрации по месту работы, учебы.
- Можно ли выяснять и обязаны ли работники милиции отвечать на вопрос - в качестве кого задержали?
- В соответствии со ст. 5 закона “О милиции” работник милиции обязан в случае задержания разъяснить задержанному основания и повод задержания, а также права и обязанности задержанного.
- Что можно сделать в том случае, если есть правонарушения со стороны правоохранительных органов?
- Если гражданин считает, что действие либо бездействие сотрудников милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, то он вправе обжаловать действия милиционера вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суде.
Вот он, тот сакраментальный вопрос, вызвавший у моих собеседников заминку: если к вашему ребенку были превышены меры административного задержания, будете ли вы обжаловать действия сотрудников милиции?
- Если к моему сыну не применяли насилие, то жаловаться никуда не буду, - аргументировал свою точку зрения один из собеседников. - Я не верю правоохранительным органам. Все равно найдут маневр, как прикрыть своего. И как найти укорот тому, кто надумал искать правду.
На эту же тему я беседовала с сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних и молодежи краевой прокуратуры.
- Анализируя практику применения административного задержания несовершеннолетних, можно с уверенностью заявить: в целом она незаконна, так как не соблюдаются общие правила привлечения к административной ответственности. Ряд наших проверок показал, что работа прокуратуры имеет в этом плане положительные результаты: нарушений становится меньше, по некоторым фактам превышения полномочий возбуждены уголовные дела.
- А сколько дел возбуждено по заявлениям родителей несовершеннолетних?
- За последние 2 года - ни одного.
- ?
- Тут можно только предполагать, что мало кто верит в эффективность такого дела. Боятся.
В ходе одной проверки сотрудники прокуратуры выявили вопиющие факты: милиционеры в прямом смысле слова пытали подростков: держали на балконе на морозе, избивали, распинали в наручниках (и спустя полгода все еще сохранились следы на запястьях). Выбивали показания, били “за дело”: ранее подростки напали и избили милиционера. Око за око...
Никто из родителей не возмутился, не восстал против произвола.
Неужто и правда: лучше всем нам прикинуться дохлой овцой?
Но категорически с этим не согласна Татьяна Филатова, старший прокурор отдела по делам несовершеннолетних и молодежи краевой прокуратуры:
- Без заявлений потерпевших, только по проверкам, прокуратурой возбуждены 2 уголовных дела. В том числе и по факту, о котором речь шла выше: превышение служебных полномочий с применением насилия по ст. 286 УК РФ. На то и создан наш отдел, чтобы стоять на защите интересов несовершеннолетних.
Безволие, бездеятельность и отстраненность взрослых дают подросткам вовсе не тот гражданский урок, который они должны вынести из ситуаций, столкнувшись с несправедливостью и нарушением законности.