Смерть под флагом

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Когда тело Сергея доставили для бальзамирования в клинику доктора Эри в порту Хониара (Соломоновы острова), местные врачи были поражены - в артериальной и венозной системе погибшего не оказалось ни капли крови. Немыслимо, чудовищно, но факт - в течение двух дней на глазах у всего экипажа медленно умирал молодой, полный сил парень, а помочь ему было некому. На судне, уходящем в далекий рейс, врача не оказалось! Такая должность, увы, в нынешнем экономном штатном расписании не предусмотрена

Мамочка, я вернусь

Отправляясь в рейс на судне “Василий Полищук” под дешевым флагом Кипра, Сергей Медянкин, как и все, кто уходит в море, хотел заработать. Деньги семье были нужны позарез: на квартиру (всю жизнь вчетвером ютились в гостинке), на лечение отца - после инфаркта он совсем сдал. Именно это обстоятельство заставило Медянкина продлить контракт, срок которого истек еще в августе, и остаться в море еще на пару месяцев. Эти два месяца и стоили ему жизни.

Сергею едва исполнилось 24 года. Школа, учеба в энерготехникуме, два рейса на плавбазах - вот и вся его биография, простенькая, как тетрадь первоклашки. С детства бредил морем, но когда поступал в Дальрыбвтуз, недобрал одного балла. Добродушный и компанейский, по-мужски надежный, он в то же время отличался какой-то почти девчоночьей прилежностью. Для младшего братишки Cережа был бессменной нянькой, для мамы Веры Ивановны - первым помощником. Любил побаловать всех домашних блинчиками и пирожными собственного приготовления. Уходя на вечеринку с друзьями, всегда предупреждал: “Мамочка, не волнуйся, вернусь в десять”.

Сергею было всего 14, когда он принес домой первую зарплату. Другие мальчишки в этом возрасте гоняют мяч во дворе с утра до вечера, а он в грузчики пошел.

- Я сама его учила: ”Сын, работай так, чтобы тебе потом не было стыдно, - с трудом сдерживая слезы, рассказывает Вера Ивановна. - Он так рвался домой. Вез целый чемодан подарков...

История одной гибели

Трагедия случилась 22 сентября 1997 года, почти сразу после того, как “Василий Полищук” пересек экватор. Сергей Медянкин порезал руку, а через два дня умер от потери крови.

На первый взгляд, обыкновенный несчастный случай. По словам капитана, дело было так: в конце рабочего дня Медянкин решил наточить свой личный нож. В это время судно качнуло, и он, пытаясь сохранить равновесие, упал прямо на острие и поранил правую руку. Затем зажал рану, выбежал на палубу, где тут же выкинул нож за борт.

Родителям Сережи это показалось странным. Человек порезался, но вместо того чтобы бежать в лазарет, первым делом избавился от ножа - как от улики. Поранил правую руку, а нож во время работы почему-то держал в левой, хоть и не левша. Кроме того, в материалах расследования, которое проводилось Государственной инспекцией труда по Приморскому краю, по непонятным причинам не оказалось обязательной для таких случаев выписки из судового журнала - со сводкой о погоде. Проверить, была ли в тот момент на море качка или, наоборот, полный штиль, невозможно.

Так или иначе, но родители Медянкина верить в официальную версию отказываются и настаивают на возбуждении уголовного дела. Однако прокуратура Советского района, куда они обратились, криминала в происшедшем не усмотрела и прекратила расследование за отсутствием состава преступления.

По жалобе матери погибшего городская прокуратура опротестовала это решение. Сейчас по делу проводится дополнительная проверка. Но удастся ли восстановить истинную картину событий спустя год? Очевидцев не было, в своем рапорте капитан ссылается лишь на устные показания самого Сергея. А их, понятное дело, опровергать некому. Написать же объяснительную под диктовку самого потерпевшего капитану почему-то даже в голову не пришло, несмотря на то, что еще двое суток Медянкин находился в сознании.

Врач на борту - плохая примета?

В сотый раз перебирая письма, фотографии Сергея из того, последнего рейса, Вера Ивановна поняла: вне зависимости от того, что же на самом деле произошло на борту судна - поножовщина, грубое нарушение правил техники безопасности или несчастный случай - ее сына убили. Убили жадность и безразличие.

То, что работа моряков связана с постоянным риском для жизни и здоровья, ясно даже младенцу. Случись какое ЧП в открытом море - в больницу не побежишь, “скорую” не вызовешь. А если на борту нет доктора, любая пустяковая по земным меркам болячка вроде аппендицита может привести к летальному исходу. Но увы, сокращение судовых врачей сегодня, особенно под “дешевыми флагами”, - явление почти повсеместное.

Иногда опытные капитаны пускаются на всякие хитрости, чтобы не оставлять экипаж без медицинской помощи. Оформляют врача матросом или буфетчиком. Но все это - сугубо личная инициатива каждого. И вместо докторов многие капитаны гораздо охотнее берут в рейс своих жен, хотя такую должность в штатное расписание тоже никто не вводил.

Рабы XX века

Сама практика работы под “удобным флагом” в Приморье очень популярна, поскольку в этом случае судовладельцы освобождаются от уплаты налогов в бюджет. Тем не менее, получая огромные прибыли, думать о людях они не желают. А законодательных актов, запрещающих судам под “дешевым флагом” выходить в море без медицинского работника, не существует в природе.

Поэтому здесь вовсю экономят на человеческой жизни, а условия работы очень сильно напоминают труд негров на плантации. В самом деле, рабовладельцам из южных штатов тоже не приходило в голову лечить своих рабов. Зачем, если проще найти новых? На биржах труда очереди безработных моряков, готовых горбатиться за гроши, столько, сколько нужно хозяину.

- Кстати, зарплаты “под флагом” в среднем в 3 раза ниже, чем положено по действующим международным стандартам. Матрос 1-го класса получает 460 долларов вместо 1200, капитан, месячный оклад которого по минимуму ITF (International Transport Federation) составляет 3 тысячи 755 долларов, - чуть больше тысячи “зеленых”, - рассказывает инспектор ITF Петр Осичанский. - Был случай, когда люди устроились на работу под честное слово судовладельца, не имея на руках даже контракта, подтверждающего их права. А хозяин по приходе в Южную Корею объявил о своем банкротстве и ссадил весь экипаж на берег, не выплатив морякам ни копейки.

И это еще что! Корабль может исчезнуть вместе с командой, без всплеска и кругов, как это произошло с лесовозом Амурского речного пароходства “Линк Стар” три года назад. О судьбе моряков до сих пор ничего неизвестно.

Застрахуйте моряка от смерти

Долго ли еще будет процветать это узаконенное рабство под флагом? И есть ли на свете сила, способная положить этому конец?

- Направить ситуацию в цивилизованное русло можно одним-единственным способом - заставить судовладельца подписать международное соглашение, защищающее права моряков. Так сейчас работает весь мир, - уверяет Петр Осичанский. - Международное соглашение расставит все на свои места. Хозяева, подписавшие этот документ, просто обязаны будут страховать жизнь и здоровье своих моряков.

Согласно ставкам ITF в случае потери кормильца семья погибшего получит 60 тысяч долларов, а каждому несовершеннолетнему ребенку страховая компания обязана выплатить еще 15 тысяч долларов. Конечно, отца и мужа уже не вернешь, но по крайней мере поставить детей на ноги на эти деньги можно.

Однако морские магнаты дружно увиливают от подписания такого соглашения. Уж очень им не хочется платить за беспредел, что творится с их молчаливого согласия, из собственного кармана. Исключение в этой “команде” составляют лишь “Приморское морское пароходство” и “ДВМП” - со страховками здесь все более или менее в порядке, да и оклады стараются поддерживать на уровне.

В минувшем году на судах, где работали приморские экипажи, из-за отсутствия квалифицированной медицинской помощи погибли 4 человека. Сколько еще трупов надо привезти во Владивосток, чтобы судовладельцы перестали наживаться на чужих смертях?