Остров милосердия
В недавние годы бегала шустрая общественница: “По 30 копеечек сдаем. Все. Быстренько. В Общество Красного Креста”. От нее отмахивались - ну кто знал что-нибудь конкретное о работе этого общества? Потом оно вообще “ушло в подполье”. Хотя история Красного Креста насчитывает уже больше 130 лет и полна примеров настоящего мужества. В нашем городе эта общественная организация возродилась в прошлом году, когда ее возглавила бывший главврач профилактория мебельной фабрики Надежда Ильина.
В ноябре открыли медико-социальную комнату на Ленинской, 113. Сюда можно прийти во вторник, среду и четверг с 10 до 14 часов. Лекарства, у которых через пару месяцев истечет срок хранения, но которые еще не потеряли своей силы, поставляют в этот кабинет всевозможные фармацевтические компании и наш гигант - “Фармация”. Конечно, какого-то конкретного препарата может не оказаться, но надежда на бесплатную помощь все-таки есть. Поэтому сюда направляют особенно нуждающихся больных многие участковые врачи, знающие о медико-социальной службе.
О работе Общества Красного Креста, к сожалению, известно мало. На рекламу просто нет денег. Их едва хватает на зарплату тем работникам, кто с тяжелыми сумками в любую погоду идет к своим беспомощным пациентам. Но чаще всего они работают на голом энтузиазме. Правда, в Первомайском районе Владивостока, единственном в городе, существенных задержек с выплатой зарплаты нет - и администрация, и предприятия этого района понимают необходимость такой службы. Впрочем, понимают многие, но оказывают реальную помощь единицы - “ДВМП”, “Дальзавод”, еще несколько крупных организаций. Все сами в долгах как в шелках.
Надежда Андреевна долго искала оптимальный вариант работы краевого общества. Однажды ей на глаза попался приказ минздрава, изданный еще в 91-м году. В нем рекомендовалось открывать на местах геронтологические центры, хосписы, дома сестринского ухода. Центры и хосписы нуждаются в соседстве серьезной клиники - может понадобиться реанимация, услуги высококвалифицированных специалистов. А вот дом сестринского ухода... Посоветовалась с главврачами Алексашкиной и Новиковым, другими специалистами. Все были “за”. К тому же уже дышала на ладан больница на острове Русском. Открыв дом, можно было бы убить нескольких зайцев: сохранить рабочие места, стационар для жителей острова и организовать помощь инвалидам.
Молодые люди, в одночасье потерявшие возможность самостоятельно передвигаться, тяжело переживают свалившееся на них несчастье. Из больницы они выходят, как правило, растерявшимися, не знающими, что делать. Несколько месяцев необходимы на адаптацию в новых условиях. Многим нужна помощь психолога. Нужно успокоиться, решить, как жить дальше и чем заниматься. Может быть, думает Надежда Андреевна, священнослужителей привлечь? Они умеют бережно возвращать людям уверенность в себе.
Жизнь в доме сестринского ухода должна быть приближена к домашним условиям. Нужно не только ухаживать за больными, но и дать им занятие. Уже нашли оборудование для пекарни. Инвалиды могли бы овладевать новой специальностью - вдруг кому-то пригодится - и обеспечивать свежим хлебом не только больницу, но и жителей ближайшего микрорайона. Есть место для клеток с кроликами, можно выращивать овощи на небольшом огороде. Но на все нужны деньги, та же пекарня стоит 120 тысяч. Как достучаться до богатых? Как объяснить здоровым, что в любой момент каждый из нас может оказаться в подобной ситуации?
Обеспеченные люди нередко приходят в Общество Красного Креста с просьбой предоставить сиделку для престарелых беспомощных родственников. Платить готовы. Только для этого необходимо сначала обучить людей и получить лицензию на оказание платных услуг. На лицензию же тоже денег нет. В Москве, к примеру, перед открытием хосписа развернули такую рекламную кампанию, что сумели убедить спонсоров: пожертвования - дело благородное. Наш обеспеченный народ пока безмолвствует.
Несмотря на все трудности, первый в Приморском крае дом сестринского ухода начинает свою жизнь. Дай бог, чтобы она сложилась удачно.