Городок особого назначения
В день, когда мы приехали в пограничный отряд особого назначения, расположенный в селе Духовском, моросил мелкий дождик. По небу бродили низкие тучи. Все вокруг: деревья, цветы, беспризорные голуби выглядели притихшими и какими-то понурыми. Природа удивительно соответствовала общему настроению, царящему в городке последние несколько месяцев.
Часть, которая поселилась здесь всего 3 года назад и уже успела отправить в “горячие точки” не один десяток своих бойцов (они вернулись домой без боевых потерь), расформировывается. Она, как и некоторые другие ей подобные - резерв директора федеральной службы, оказалась непосильно тяжелой ношей для государственного кошелька.
На наших глазах из городка вывозили свои пожитки несколько семей - они отправлялись к новому месту службы. А в это время в солдатской столовой стены сотрясались от хохота и аплодисментов - приехал цирк, настоящий праздник для детей и взрослых, не избалованных вниманием артистов.
Жизнь продолжается. Как-то она сложится у государевых людей? Что будет с самим городком и близлежащими к нему селами: Духовским, Богуславкой, Жариково, которые в последние годы живут только благодаря военному соседству? Эти вопросы волновали нас, когда мы отправлялись в командировку.
Никто не хотел приезжать- Видели бы вы это местечко, когда мы сюда заселялись, - не по-уставному вздыхает начальник погранотряда полковник ПФС Игорь Иванов. - Полный развал и разруха: окна повыбиты, система отопления разморожена, в казармах уцелели только стены, все вокруг бурьяном поросло. Городок был оставлен одним из армейских подразделений. Формулировка все та же - реформирование Вооруженных сил России.
На восстановление военного поселения было затрачено почти 4,5 миллиарда рублей. Но это лишь финансовая сторона вопроса. Люди работали днем и ночью, столько, сколько было нужно, без нытья и претензий. Первое время приходилось жить в палатках, обеды готовить прямо на улице. Зато сейчас бытовые условия здесь без всякой натяжки можно назвать отличными. Даже детский сад вывели под ключ, жаль только, не успел он принять ни одного ребенка. Уезжаем... Уезжаем тяжело - для многих это место стало родным...
Хлеб и розыПризнаться честно, давно я не видела такой образцово налаженной жизни. Как будто попала в другое государство или, по крайней мере, в другое время. Помимо красот природы: речки Студеной, живописных сопок, ягодных полян и свежего воздуха здесь есть все, что необходимо для уютной, относительно благополучной, несудорожной жизни.
Своя пекарня, оснащенная новейшим технологическим оборудованием, которая готовит в день около 800 буханок духмяного хлеба (хотя запас “прочности” у нее около 2 тонн, можно кормить всю округу). Пасека на несколько десятков уликов - в этом году планировали взять свыше полутора тонн меда. Теплица - 3,5 сотки земли под стеклом, которая всю зиму кормит солдат витаминным лучком, укропчиком, с ранней весны - огурцами, затем помидорами. А по особо торжественным случаям - дням рождения, праздникам - одаривает роскошными розами, хризантемами.
В ведении части также 30-гектарный огород, а это значит - свои картофель, овощи. Есть собственные мини-свиноферма, консервный цех и коптильня. Последняя очень пригодилась, когда посланная на Сахалин бригада привезла несколько тонн красной рыбы. Помимо этого в прошлом году служивые люди заготовили тонну папоротника, столько же черемши, около 3 тонн абрикосового и грушевого варенья.
Для солдат построен спортивный городок, есть своя баня. В планах значились сауна с бассейном, большой спортивный зал, благоустройство жилой зоны: цветники, детская площадка. И опять же свой птичник. Больше того, вот-вот должны вывестись полсотни цыплят. Только кому они теперь нужны. Тут бы с людьми разобраться. Причем не только с военными. В городке работают 60 человек из близлежащих сел. А в одном только Духовском живут сегодня 400 человек.
Сельских ребятишек военные вместе со своими возят в школу, в село Жариково (духовская из средней превратилась в начальную, когда отсюда ушли военные - не стало учителей). Не раз доводилось пограничникам и рожениц в больницу отправлять. И в последний путь стариков провожать. Здесь все живут как одна семья.
Невыдуманные судьбыВ голубой папке начальника части, которую он называет “носимым запасом знаний”, вся статистическая “жизнь” городка. Согласно документам, здесь сегодня проживают 107 семей - 342 человека. Из 150 благоустроенных квартир - 7 в резерве.
12 семей военнослужащих - 28 человек не желают убывать из городка. 3 семьи, уволенные в запас, не имеют жилья. Есть и такие, кто уже отбыл к месту службы, но не получил квартир и поэтому оставил жен, детей пока здесь.
Старшего лейтенанта Василия Васильева мы застали дома в обеденный перерыв. Пока жена Лена успокаивала раскапризничавшегося годовалого Алешку, мы, устроившись среди упакованных для переезда ящиков и коробок, вели разговор о житье-бытье.
- Мне в принципе перевод не страшен, - рассудительно заметил Василий. - Во-первых, служить будем рядом, в Пограничном. Во-вторых, квартиру уже дали. И, наконец, в зарплате я тоже не теряю. Вот только для жены хлопотно - Алешка еще совсем мал, да и старшему Антону лишь 6 исполнилось. Но мы люди военные: надо - значит надо.
У Татьяны Субботиной, прапорщика, начальника склада автобронетанкового имущества, житейская ситуация выглядит, увы, не так радужно. Муж Сергей Юрьевич, военный пенсионер, тяжело заболел. Куда им сейчас сниматься с места. А ей до пенсии еще несколько лет служить.
Пока не видит никаких перспектив и Налик Старостова, начальник секретного отдела, прапорщик. Они с мужем Геннадием, командиром взвода роты материального обеспечения, приехали в Пограничный район 2 года назад из оперативной группы, которая находилась в Туркменистане.
- Мы только обустроились, - вздыхает Налик. - Условия для проживания здесь прекрасные, есть горячая вода, в квартире тепло, детям, у нас сын и дочь, школа нравится, хоть и находится она за 10 километров, но часть выделяет для этих целей автобус. Опять же место красивое, особенно когда пионы цветут.
А теперь, если нам и предлагают работу, то сразу же предупреждают - квартир нет. В городке живет немало людей, побывавших в Чечне, Таджикистане, хлебнувших лиха, получивших медали и даже ордена. Но они, как и мы, находятся сейчас в растерянности перед будущим.
- Городок - это наш кормилец и спасение, - говорит Елена Толстоброва, штукатур-маляр, которая ремонтировала казарму, столовую, детский сад, возвращая поселению жилой вид. - Сама я из Богуславки. Работы в селе нет. Муж, он у меня водителем в совхозе работает, уже года 3 зарплату не получал. Мои 600 рублей - это все, на что живет семья. А у нас двое детей. Что будет, когда военные отсюда уйдут, - не знаю...
А действительно, что будет?Военные отвечают на этот вопрос сдержанно: планируется разместить новое формирование.
Глава администрации Пограничного района Анатолий Роженко более откровенен: “Мы не дадим второй раз погибнуть городку. По этому вопросу я обращался лично к губернатору края Е. Наздратенко и нашел в его лице мощную поддержку. Была даже мысль поселить здесь депортированных в свое время корейцев, отдав им земли - они здесь прекрасные, пахотные”.
Но военные окончательно приняли решение: здесь будут 2 учебных центра и питомник служебных собак.
Хочется надеяться, что на смену прежнему руководству части придет такой же рачительный хозяин, который городок сохранит и приумножит. И о селянах позаботится. Испокон веков в России велось: границу охраняли всем миром. Хотелось бы только, чтобы государство об этом тоже не забывало.