Родившийся от удара молнии...

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

История женьшеня овеяна таким множеством легенд, что можно составить книгу. Одна из них гласит, что женьшень зарождается от удара молнии в прозрачную воду горного источника, источник уходит под землю, а на его месте вырастает корень жизни женьшень, который таит в себе силу небесного огня.

В Восточной Азии дикий женьшень растет главным образом в пределах нашей страны - в Приморье и южной части Хабаровского края. Очень редко встречается в небольшом горном районе на севере Корейского полуострова и в трех провинциях юго-восточного Китая. Женьшень предпочитает рыхлые, богатые перегноем, умеренно влажные почвы кедрово-лиственных лесов, иногда с примесью пихты, реже - дубовые и грабовые, чаще всего его находят на восточных и западных склонах на высоте до 700 метров над уровнем моря.

За многие десятилетия сформировалась профессия искателей женьшеня - корневщиков, передававших свой опыт из поколения в поколение. Сейчас ситуация со сбором корня изменилась. Как только наступает июль, на таежных дорогах края становится тесно от многочисленного транспорта - за корнем идут и едут те, кто раньше и не помышлял его искать. Женьшеневая лихорадка, сулящая заработать на корне “зеленые”, влечет в тайгу, некогда действительно богатую женьшенем, дельцов всех мастей. Сведен на нет таежный этикет корневщиков. Профессиональный корневщик по внешним признакам легко определит возраст растения и никогда не станет копать несортовой корень. В зависимости от развития листьев женьшеню раньше давали особые названия, которыми и по сей день пользуются профессиональные корневщики. Растение, имеющее 3 листа, называлось “тантаза”, 4 - “сипие”, 5 - “упие”, 6 (что встречается крайне редко) - “липие”.

Истинный корневщик занимался воспроизводством женьшеня и мог создать целую колонию растения. Известен случай (он описан в литературе), когда на одном месте было найдено сразу 52 корня. Средний вес найденных в тайге корней - 25-30 г, старые же корни достигают 100-200 г, вес наиболее крупных дикорастущих корней достигал порой 400-600 г. Их возраст определялся в 350 и более лет. Однако обольщаться не приходится. Запасы женьшеня в Уссурийской тайге на грани исчезновения. По официальным данным, в Приморском крае в прошлом году лесхозами заготовлено 384 корня весом 6 429 г, фирмой “Продинтерн Приморье” - 1544 корня весом

29 104 г, 770 корней конфисковано у браконьеров, их вес составил

9 050 г. А по экспертным оценкам, объем нелегальной заготовки корня превышает объем законной добычи не менее чем в 5 раз. Количество корневщиков и интенсивность заготовок возросли почти в 10 раз по сравнению с тем периодом, когда не было ажиотажного спроса на дикорастущий женьшень. Объем конфискованного на таможне, как правило, не превышает 1-2 проц. от объема незаконно заготовленного женьшеня.

Сегодня надо твердо ставить вопрос о прекращении заготовки женьшеня. Статья 65-я закона об охране окружающей природной среды гласит: “Растения и животные, занесенные в Красную книгу, подлежат изъятию из хозяйственного использования, запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений и животных”. Так что рано или поздно у нас встанет вопрос и о прекращении плановых заготовок дикорастущего женьшеня.

Очевидно и то, что необходимо создание специальной программы, предусматривающей сохранение приморской популяции женьшеня.