Пусть будет дверь открыта
Взять интервью у знаменитости - дело чести журналиста. И зрителю-читателю интересно знать, чем живет и дышит популярная личность. Недавно гастролирующие во Владивостоке актеры московского театра “Игроки” - Ирина Алферова, Андрей Соколов и Наталья Петрова стали объектом внимания и почитателей, и средств массовой информации. Впрочем, Ирина Алферова от встреч с журналистами наотрез отказалась, не особо вдаваясь в объяснения, проиллюстрировав тем самым название спектакля “За закрытой дверью”. Но двери гримерок Андрея Соколова и Натальи Петровой оказались открыты - они рассказали о театре, спектакле, своих творческих планах
Сегодня уже мало кто вспоминает громкий фильм начала перестроечной эпохи “Маленькая Вера”, который открыл нам обаятельного и вместе с тем жесткого, с холодноватым оттенком глаз актера Андрея Соколова. Не вспоминают потому, что он не стал актером одной роли, одного амплуа. Больше тридцати фильмов сыграно за прошедшие годы, среди них “Несут меня кони”, “Предсказание”, “Странные мужчины Семеновой Екатерины” - есть чем гордиться. Молва приписывает Соколову романы со всеми девушками, которые встречаются на его пути, непредсказуемость в поступках (самым неожиданным было то, что, окончив Московский автотранспортный институт, он пошел учиться в театральное училище), тщеславие... А он оказался улыбчивым, открытым, интересным собеседником.
- В афише ваш коллектив представлен как экспериментальный театр “Игроки”. Название малознакомо нашему зрителю. Каким образом после “Ленкома” вы оказались в независимом содружестве?
- Театр существует уже несколько лет, в свое время он вырос из агиттеатра МАИ. Пока я был студентом Щукинского театрального училища, работал там художественным руководителем. Так что эта связь достаточно давняя. Сегодня это официальный театр, правда, без своей площадки. Первый наш проект назывался “Понедельник после чуда”, он был поставлен в 1994 году. В спектакле играли Кристина Орбакайте, Ирина Купченко, Александр Мохов. Последний выступил в роли режиссера в привезенном во Владивосток спектакле “За закрытой дверью”. Впервые на театральной сцене выступила Наталья Петрова, актриса кино, дебютировавшая перед зрителем в фильме Тодоровского “Любовь”. Для меня это тоже дебют в качестве продюсера. Отвечая на ваш вопрос, я сам понял, почему нас можно назвать экспериментальным театром. Мы все свободны в выборе - пьесы, трактовки и подачи материала, мы можем попробовать себя в том, что нам интересно. И этим мы отличаемся от стационарного репертуарного театра.
- Как продюсер вы, разумеется, принимали участие в выборе пьесы, чем он обусловлен? Не секрет, что в наше время многие ходят в театр развлечься, а Сартр - не самое веселое развлечение...
- Повторяю, важно то, что мы свободны.
- Но от зрителя вы не можете быть свободными...
- Правильно, но есть все же вечные ценности, и мы осмелились дать свое прочтение пьесы, где жизнь и смерть разделены едва уловимой гранью. Для нас, кстати, это не грустная история. Это размышление, как на определенную ситуацию реагирует человек. Важно не действие, а итог. Многие из нас бывали в пограничных ситуациях (необязательно между жизнью и смертью), когда нужно было сделать выбор: как себя вести, каким быть, какое решение принять.
- Сейчас многие актеры совмещают бизнес и творчество. Вам это удается?
- Если у человека есть какая-то потребность реализовать себя в чем-то еще кроме творчества, почему бы и не сделать этого. Я пытался, насмотревшись на того же Ярмольника или Сашу Иншакова, заняться бизнесом. Держал автомобильную мойку, но понял, что это - не мое. Сегодня мой бизнес связан с моей профессией, а это - то же творчество, я вас уверяю. На площадке я актер, до тех пор, пока речь не заходит о гастролях, спектакле, гонорарах. Дальше я уже продюсер.
- В свое время вы имели литературное агентство?
- Это тоже был поиск себя. Сейчас я не занимаюсь им, но “раскрутить” его успели: агентство “Декор” известно в Москве. Хотя свой сборник стихов я выпустил в рамках “Детектив-клуба”.
- Вы давно пишете стихи?
- Как оказалось, с детства. Это самое устоявшееся хобби, которое неожиданно оказалось на виду. Я, конечно, не осмеливаюсь назвать себя поэтом. Но поставил за правило, чтобы рядом находились перо и бумага - иногда так неожиданно приходит строчка, порой под утро. Кажется, что утром допишешь. Но пишется тогда, когда рождается внутри. А потом уходит, и так обидно бывает, думаешь, именно оно и было настоящим...
- В этом вы схожи с Рязановым, который в своей книге “Неподведенные итоги” рассказал, как пишет стихи он. Для вас это не просто имя, вы снялись в картине “Предсказание”, как вам работалось у Эльдара Александровича?
- Кино - это прежде всего режиссер. А Рязанов режиссер, который умеет сделать так, что актер чувствует себя королем на площадке. Я знал и любил его фильмы с детства, но мне и в голову не могло прийти, что когда-нибудь он пригласит на роль. И когда это произошло, я даже не читал сценарий, сразу ответил “да”. Сейчас модно ругать мэтров советского кино. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. И в этом он мне близок.
- У актеров принято спрашивать о творческих планах...
- В этом году я окончил высшие режиссерские курсы в мастерской Меньшова и сейчас занимаюсь яростным поиском сценария. В августе начинается картина (не буду говорить названия), где я занят как актер. В “Ленкоме” играю в спектакле по пьесе Тургенева “Месяц в деревне”. В театре Проханова только что вышел спектакль об Александре Македонском “Таис”. Зимой мы едем в Америку играть спектакль на Бродвее. Так что ближайшее время расписано.