Что же делать? Стоять на своем!

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

О проблемах образования, о школьниках и учителях, грядущей реформе и нынешних золотых медалистах беседует с корреспондентом “В” Мариной ПОПОВОЙ начальник управления народного образования администрации края Николай ШУГАЙ

- Николай Иванович, с каким настроением провожаете очередной учебный год? Наверное, трудно оставаться оптимистом, когда учительство края по нескольку месяцев не получает зарплату, когда школа не учит, а все чаще бастует или - еще трагичнее - объявляет голодовку?

- Знаете, завершение учебного года - всегда праздник. И хотя шли мы к нему с серьезными проблемами, праздник состоялся. Человек привыкает жить в реальных обстоятельствах - экономических, социальных и, как бы тяжело ни было, не перестает радоваться этой жизни. Да, последние 3 года существовала реальная угроза срыва итоговой аттестации, но, слава богу, нам удавалось преодолеть этот кризис. И сегодня экзамены уже позади.

Закончила работу и краевая комиссия по проверке сочинений и контрольных работ по математике золотых медалистов. В этом году у нас было 315 претендентов. Золотыми медалистами стали 220 выпускников. В прошлом году, как вы помните, “золото” получили 176 человек. Тогда тоже через проверочное сито не прошла примерно треть работ. Но все их “авторы”, как правило, становятся серебряными медалистами.

- Говорят, нынче можно купить и золотую медаль, заплатив энную сумму школе за “круглые” пятерки в аттестате?

- Уверяю вас, золотую медаль так просто получить невозможно. Как правило, медалисты все 10 лет учатся достаточно напряженно. Среди них есть необыкновенные ребята. Одна из выпускниц обычной, между прочим, школы знает 4 иностранных языка. Или такой факт - на сочинении “золотая кандидатка” попросила разрешения написать сразу две работы. Для нее это было совсем несложно. Еще пример: школьница из Дальнегорска получила золотую медаль автоматически. Вместо экзаменов она участвует в международной олимпиаде по биологии в Москве, представляя даже не наш край, а Россию. Согласно положению она освобождена от итоговой аттестации, и поскольку человек имеет все пятерки, то удостаивается “золота” заочно. Так что имя первого золотого медалиста мы в этот раз узнали уже в конце мая. Это, конечно, редкий случай, но другие наши отличники ничуть не хуже. И свою медаль они по-настоящему заслужили.

- А не кажется ли вам, что у нас слишком много медалистов? Тут нам даже Москва уступает. Причем этот золотой вал увеличивается год от года: особенно после того, как краевая администрация дала возможность бесплатно поступить в любой приморский вуз.

- Меня не раз обвиняли в том, что золотых медалистов слишком много, неоправданно много. Но давайте посмотрим статистику: в Курской, Брянской, Амурской областях медалистов больше, нежели у нас. И это при отсутствии наших льгот, которые, к слову, есть только в Приморье.

Бесплатная учеба в вузе - это очень серьезный стимул для школьника. Сегодня, знаю, даже пятиклассники, обсуждая с родителями свое будущее, говорят: будем стараться, чтобы получить золотую медаль. Я думаю, что 4-летний опыт поддержки золотых медалистов приносит свои плоды. Дети начинают понимать: чтобы чего-то в жизни добиться, надо начинать сначала, то есть со школы. Так что замечательную эту традицию следует обязательно продолжать.

- И, наверное, совершенствовать? Не секрет, что медалисты не очень охотно идут учиться специальностям, в которых край остро нуждается. Не помогает и учрежденная губернатором специальная стипендия. Медалисты упрямо выбирают самый дорогостоящий факультет ДВГУ - российско-американский.

- В этом году мы приняли решение медалистов на РАФ - на бесплатной основе - не принимать. Там и так нынче одни золотые медалисты. 80 человек подготовили - для края этого вполне достаточно, а готовить специалистов для США - смысла нет. Это решение, наверное, огорчило преподавателей РАФ - им очень хорошо работалось с золотыми медалистами - умницами, тружениками. К тому же у них уже был опыт, когда на факультете учились только на платной основе. Как говорится, небо и земля.

- Николай Иванович, а как нынче живет и выживает приморская школа?

- Социально-экономическая обстановка в педагогических коллективах крайне сложная. Я бы сказал, запредельная. Хотя если быть объективным, то ситуация немного лучше, чем в минувшем году. Тогда долг по зарплате достигал 5 месяцев, сейчас сокращаем до трех. Последние 3 трансферта из краевого бюджета ушли на территории - только на зарплату учительству. Отпускные начнем выплачивать из целевых федеральных трансфертов. Главная наша задача - рассчитаться с долгами и без эксцессов начать новый учебный год. Если мы вовремя не отправим учителей в отпуск, нас ждут большие проблемы. Тем более есть негативный опыт прошлого года, когда 6 коллективов 1 сентября не приступили к работе. Если это повторится, мы можем потерять и праздник - начало нового учебного года. Страшно, что кто-то может решить: 1 сентября не повод для цветов, улыбок, вечной детской радости.

- Не менее страшна и другая угроза - приватизация школ, о которой говорят все громче и наступательней?

- Наше молодое правительство все активнее подталкивает нас к подобной реформе образования. Разрабатывает концепции, которые все направлены на сокращение финансирования, уменьшение количества - школ, классов... Что увеличивается, так это нагрузка на преподавателя, наполняемость классов. Эти концепции только ухудшат условия образовательного процесса. Профессионалы понимают это как никто другой. Это - губительный для просвещения путь. Вообще мы никогда не жили так богато, чтобы сокращать то, что имеем сейчас. А сегодня финансируются лишь заработная плата и коммунальные услуги. На текущие расходы, на оборудование, школьные бесплатные завтраки мы ни рубля не получаем. В местном бюджете денег на это нет! А то, что выделяется школе, представьте себе, вылетает... в трубу. Из-за огромных тарифов на электроэнергию и тепло расходы на коммунальные услуги стали основными в жизнедеятельности школы. В некоторых территориях, в иных школах они достигают 40 процентов! Для сравнения: раньше наши затраты на эти цели были 7-10 процентов. Если все будет так продолжаться и дальше, это съест весь школьный бюджет.

- Для высшей школы правительство, кажется, уже нашло выход: увеличивайте количество платных мест и рассчитывайтесь за коммунальные услуги из этих средств...

- Я думаю, это дорога к платному высшему образованию. На эту же дорогу правительство намерено пустить и школу, рассчитывая на соответствующие решения на местном уровне. Предполагается, что школа тоже должна зарабатывать деньги. И это большая стратегическая ошибка. Тут нас нельзя равнять ни с Европой, ни с Америкой, где население имеет возможность платить за образование.

Вообще меня очень беспокоят сопровождающие нынешнее реформирование торопливость, какая-то суетливость и, самое главное, непрофессионализм. Зачем распространять реформу на всю Россию - сразу и без подготовки? Попробуйте вначале в виде эксперимента на одной-двух территориях. Приживется, получится - предлагайте всем. И не надо смотреть на Россию глазами москвичей. Москва - совсем не показатель. Там совсем другая ситуация - образовательная, экономическая, социальная.

Знакомишься с “прибывшими” из министерства нововведениями, диву даешься. Обсуждали-обсуждали педагоги образовательные стандарты, и вдруг получаем... обязательный минимум содержания начального образования. А в апреле, на коллегии министерства образования, договорились - пока не будем торопиться с этим документом. И вот он уже принят. С формулировкой - после обсуждения педагогической общественностью. Когда, где? Я в этом не участвовал.

- Осилят ли новый образовательный минимум наши школяры?

- Не знаю. Я бы, честное слово, с ним не справился. Минимум завышен чрезвычайно. Это огромная нагрузка на школьника, против чего мы всегда возражаем. Не надо делать из детей вундеркиндов - пусть осваивают основные учебные навыки: письмо, счет, чтение и, самое главное, нормально развиваются физически и эмоционально. Поэтому в новом учебном году мы отказались от реализации этого плана в Приморье.

И даже если на региональном уровне будут приняты решения о приватизации, о разгосударствлении школы, уверяю вас, в крае такие решения не пройдут. Так мы договорились и с губернатором, и наверняка договоримся с депутатами краевой думы.

- И с учителями тоже договорились: чтобы не бастовали, спокойно принимали экзамены? Или люди просто смирились?

- Нет, учителя не смирились. Сегодня их удерживает только профессиональный долг. Хотя учитель уже ничего не обязан. Три года назад - да, он мог еще терпеть. Но сегодня иссякло всякое терпение. Ситуация грозит взорваться экстремальными действиями. Завтра-послезавтра могут начаться массовые акции протеста.

- И все же, как вам удается много лет удерживать учительство от самых крайних мер, успокаивать, обнадеживать?

- Такая у меня работа и - профессиональный долг, суть которого в том, чтобы система действовала. Я в этой системе работаю 27 лет и не могу допустить, чтобы сегодня, под моим руководством, она разрушилась. Это будет своего рода предательством - и по отношению к образованию, и по отношению к людям. Да, мне сегодня стыдно просить и уговаривать еще немного потерпеть женщин-педагогов - их в просвещении 95 процентов. Но я глубоко убежден - система, а может быть, и само государство будут живы, пока мы работаем.

А когда мне уже не хватает аргументации и я не знаю, как и чем успокоить моих измученных коллег, я читаю им стихи. Автора, правда, не знаю, но слова запоминающиеся:

Храм стоит - никому не нужен.

Лес стоит - никому не нужен.

Я стою - никому не нужен.

Что же делать?

Стоять на своем.

Мы должны стоять на своем - независимо от обстоятельств. Все зависит от человека. Сегодняшнее наше спасение - работа. Других способов не существует.