На безводье и слезы - вода

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Заявление Виктора Черепкова по Приморскому радио о том, что сейчас не существует причин для ограничения в подаче питьевой воды и что он отключит от водопровода объекты краевого подчинения, если краевая администрация не прекратит "этих издевательств" над жителями Владивостока, дало очередной виток противостоянию двух администраций. Из сугубо техническо-экономической проблемы вода, а вернее, ее дефицит все более и более превращается в основной аргумент политических баталий. Замордованный прямо противоположными аргументами обыватель не знает, что и думать, и, видимо, склоняется к тому, что ему выгоднее, ближе - ведь надежда умирает последней.

Между тем какого-то осязаемого улучшения с обеспечением питьевой водой Владивостока, как и других населенных пунктов Приморья, в ближайшей перспективе не предвидится, даже если учесть, что отопительный сезон закончился и аппетиты ТЭЦ и ГРЭС в воде значительно поуменьшились. Если, конечно, на край в срочном порядке не обрушится пара мощных тайфунов.

Как известно, водоснабжение краевого центра осуществляется через централизованную систему Артемовского, Богатинского и Пионерского водохранилищ, а также из водозабора на реке Шкотовке и ковша Артемовской ТЭЦ. О сухой осени прошлого года, бесснежной зиме, сухих весне и начале лета - морось, два-три раза окропившая окрестности Владивостока, всерьез принимать нельзя - писалось и говорилось много. Так вот именно по этим причинам названные источники на сегодняшний день сухи. Не в буквальном, конечно, смысле. Однако для интенсивной эксплуатации непригодны.

Водомерная линейка на Пионерском водохранилище показывает его глубину - что-то около 4,8 метра. В годы водного изобилия она притапливается до отметки в 13,5 метра. Затем автоматически срабатывают сифоны, отмечая перелив. Так вот, 4,8 метра - это у самой дамбы, то есть в яме, ближе к берегам, сегодня, кстати, весьма близким, "озеро", естественно, мельчает. По расчетам, осуществляемым на основе выверенных десятками лет таблиц, сейчас здесь около 830 тысяч кубометров воды.

400 тысяч из них - мертвый запас, тронуть который - значит погубить водохранилище навсегда. Остатка хватит на 2 дня интенсивного использования.

Уровень Богатинского водохранилища сегодня на 10 метров ниже проектной мощности. Соответственно воды тут более чем в 14 раз меньше, чем в среднестатистические годы - около 1 млн. кубометров вместо 14,5. Тут тоже надо оставлять мертвый запас, и остатка тоже хватит лишь на считанные дни.

Наконец, Артемовский гидроузел. Практически его уже надо было оставить в покое. В конце 70-х, когда край постигла очередная засуха, Владивосток был переведен на режим “один кран на двор”. Тогда на Артемовском водохранилище сохранялся запас в 29 млн. кубометров воды. Так вот, сегодня там лишь 21 млн. - комментарии, как говорится, излишни.

Водозабор на реке Шкотовке, с которого предполагалось брать по 150 тысяч кубометров ежесуточно, тоже пока не оправдывает надежд. Туда надо сначала вложить средства для ремонта-замены насосов, проведения ряда других мероприятий. Собственно говоря, улучшение водоснабжения города - лишь в проектах. Таковой есть и у мэрии, и у краевой администрации. Проводить их экспертизы - дело бессмысленное. С точки зрения обывателя, имейте хоть сотню планов, реализуйте хоть один. Пока не удается.

Краевая администрация в бюджетном плане, направленном в думу, предусмотрела на реализацию проектов улучшения водоснабжения 150 млн. новых рублей, но это на мероприятия, которые будут проводиться и в Уссурийске, и в Хороле, и в Дальнегорске.

Впрочем, по убеждению вице-губернатора Игоря Бельчука, “на реализацию первоочередных неординарных решений, которые уже к осени позволили бы значительно увеличить подачу воды во Владивосток, потребуется не более 30-40 млн. рублей”. И уж коли краевая администрация предлагает выделение средств “на борьбу с засухой” отдельной строкой, то, видимо, они у нее есть. Речь, конечно, здесь не идет о глобальных проектах, таких, как, например, завершение строительства всего комплекса сооружений Пушкинской депрессии.

Наверное, можно и нужно ругать власти всех уровней. Хотя бы за то, что довели ситуацию с водоснабжением до критических пределов. Но это дело обывателя, простого горожанина. Власть предержащим же просто несолидно на виду у ошалевшего от жажды народа перебрасывать друг другу проблему, словно никчемный мячик. Им бы, по логике, надо не толочь воду в ступе, тем более что ее там просто физически нет, не пытаться нажить себе политический капиталец, а объединить интеллектуальные и финансовые возможности и оба-два навалиться на кажущийся неподъемным груз. И вот тогда, во всеуслышание заявив: “Вот, мы сделали - пейте”, искать тех, кто, несмотря на водное изобилие, отпускает ее в час по чайной ложке на семью.