Удержит ли Россия Южные Курилы?

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Как сообщили информационные агентства, на днях президент Ельцин подписал целую серию поручений, направленных на развитие Сахалинской области и Курильских островов.
Чем не повод заглянуть в свой журналистский блокнот, исписанный во время недавней командировки на Южные Курилы?

Помните затертый штамп из унылой советской пропаганды: “Нью-Йорк - город контрастов”?..

Так вот я вам скажу: настоящее место контрастов это, конечно же, Южные Курилы с их формальной и неформальной столицей - Южно-Курильском. В последнем проживает аж 5 тысяч человек, и, очевидно, на столь весомом основании замызганный поселок гордо именуется городом. Впрочем, для этого существуют определенные основания: как и во всяком нынешнем российском городе, здесь есть свои руины и особняки, нищета и нувориши, обязательная строящаяся церковь и напрочь отсутствующая социальная инфраструктура.

Эти контрасты, однако, меркнут перед другими, куда более удивительными, которые местные жители воспринимают как должное, а вновь прибывшие как некую ирреальность. Ну, например: в последние годы государство практически прекратило завозить на Южные Курилы продовольствие и товары народного потребления. Но в магазинах есть все, овощи и фрукты - круглый год. И это все - из Японии. Понятие “длинный рубль” здесь давно девальвировалось, зарплаты крохотные и выплачиваются с большими задержками; но - вы не найдете на Кунашире семьи, которая не владела бы 1-2 машинами. Причем какие машины! Ездить на легковушке считается признаком крайней нужды или лености, все - на джипах. Убежден, что по концентрации вседорожников на душу населения Южно-Курильск занимает первое место на земном шаре.

К автомобильной теме еще один штрих: если на Курилы и забредает редкий танкер, то исключительно с топочным мазутом; бензин или дизтопливо сюда не привозят вообще (так - !). Что совершенно не мешает активному автомобильному движению. Перечень очевидных парадоксов можно продолжать до бесконечности, но мы ограничимся еще лишь одним: фантастическая красота природы при крайней социально-бытовой запущенности всех расположенных на острове населенных пунктов - как гражданских, так и военных...

И конечно, парадоксальная история этих мест. Специалисты могут до хрипоты спорить о том, кто первым побывал на самых южных островах Курильской гряды - русские землепроходцы или японские торговцы. Но сколько ни говори “сахар”, слаще от этого не станет. Бесконечная история войн и территориальных переделов привела к тому знаменателю, который мы имеем сегодня: более полувека отношения между двумя соседними державами находятся в подвешенном состоянии. На Кунашире это ощущаешь острее, чем где бы то ни было.

До войны в многочисленных, разбросанных по всему острову (а ныне заросших настырным бамбуком) поселках жили десятки тысяч японцев. Жили устойчиво, оседло. Рядом с поселками, как водится, располагались кладбища. После войны, когда Южные Курилы начали по новой осваивать Советская армия и вербованные переселенцы, японцы были стремительно депортированы на Хоккайдо, а надгробные плиты стали мостить в дорожное полотно и укладывать в фундаменты строящихся зданий. Удивляться нечему - если мы свои могилы беречь не умеем, то чего уж над чужими горевать...

Но история не прощает ни жлобства, ни вандализма. Сегодня жители Кунашира с тоской и надеждой смотрят через 15-километровый Южно-Курильский пролив на японский берег и старательно восстанавливают могилы тех, кого с позором для побежденных и триумфом для победителей изгоняли с насиженных мест. Каждый визит японцев на родные для них когда-то острова становится праздником для местных жителей: гуманитарная помощь, многочисленные подарки, а главное - довольно высокий шанс попасть с ответным визитом в Японию.

Впрочем, для некоторых курильчан ответный визит вполне может не носить протокольно-официального характера. РСы и МРСы, оставшиеся от некогда многочисленного рыбацкого флота, активно разрабатывают японскую “тему”. По большому счету это называется браконьерством и контрабандой. На практике же выглядит следующим образом: сейнер оформляет на таможне и у пограничников отход и закрывает за собой границу. Через несколько дней возвращается. На борту - автомобили, бензин в бочках, продукты, шмотки. Сколько рыбы и морепродуктов ушло при этом в Японию (помимо официальных документов) не знает никто, кроме “посвященных” членов экипажа. Между тем Южно-Курильская таможня имеет статус 1-й категории, это одна из самых популярных “дверей” в регионе, и таможенные сборы здесь более чем солидные. Однако все понимают, что фактически собирается лишь малая толика реальных объемов. В неофициальных разговорах это признают и таможенники, и пограничники.

Дело доходит до абсурда. Главным заслоном на пути наших браконьеров становятся в последнее время японские власти, очевидно, надеющиеся, что рано или поздно Южные Курилы с прилегающими акваториями перейдут под японский патронаж. Но зачем же получать пустыню там, где прежде было изобилие? И вот все чаще и чаще сейнеры под российским флагом, заскакивающие в ближайшие японские порты, чтобы “по-черному” сдать улов, напарываются на жесткую придирчивость местных властей: сколько рыбы и морепродуктов фактически находится на борту? Как оформлены документы? Что записано в чистовом судовом журнале?

Кстати, ужесточили японцы борьбу и со своими браконьерами. Если прежде лов рыбы в российских водах (которые Япония таковыми, кстати, не признает) считался чуть ли не делом чести и геройства, то в последние годы благодаря резко активизировавшимся контактам между российской ФПС и японскими УБМ (Управление безопасности на море) и ДРХ (департамент рыбного хозяйства) борьба с браконьерами ведется скоординированно с двух берегов.

- Практика сейчас такая: мы фиксируем нарушение, немедленно связываемся с японскими властями и сообщаем об этом. Они сами проводят расследование и наказывают виновных, - рассказывает начальник штаба расквартированной на Южных Курилах морской пограничной дивизии полковник Анатолий Милькин. - Последний раз в апреле несколько шхун заскочили в залив Измены недалеко от поселка Головнино, бросили порядки - дрифтерные сети на камбалу. Мы их вычислили и передали информацию на ту сторону пролива. Японцы сразу же выставили наперехват нарушителей 2 патрульных катера.

В словах Анатолия Милькина - неприкрытая горечь. Наши ПСКРы и вертолеты стоят без топлива. Каждый выход в море и подъем в воздух - событие.

А японская забота о российских рыбных запасах - однозначное свидетельство того, что наши соседи твердо намерены заполучить спорные острова. Милькин - не президент России, но в своей позиции он тверд:

- Кто отдаст острова - преступник перед государством и нацией!

...После окончания визита Ельцина в Японию на Кунашир прилетел пресс-секретарь президента Сергей Ястржембский. На многочисленных встречах с курильчанами он подчеркивал: “Об отдаче островов никто и не помышляет!..” Как мне потом рассказывали участники этих встреч, именно на этих словах почему-то сразу вспоминались некоторые прежние обещания: не проводить денежных реформ, лечь на рельсы в случае падения уровня жизни людей и т. д...

...И все-таки, мне кажется, у местных жителей есть надежда на то, что острова не отдадут. Зиждется эта надежда на одном простом факте: в начале 90-х на Кунашире проводила вместе со своей семьей отпуск младшая дочь президента Татьяна Дьяченко. Говорят, ей здесь очень понравилось.