Понтонный мост через Золотой Рог - экологи против

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

В последнее время Владивосток чрезвычайно увлекся строительством подземных переходов и идеей сооружения моста через бухту Золотой Рог. Хочу высказаться по этому поводу как инженер-строитель и как налогоплательщик.

Идея строительства моста родилась 40 лет назад. Тогда Никита Хрущев заявил, что Владивосток - брат-близнец Сан-Франциско, а посему просто обязан иметь точно такой же мост, как Золотые Ворота.

Изучением вопроса занялись специалисты, которые выяснили, что Владивосток и Сан-Франциско роднит только Тихий океан. Куда нам до мегаполиса, население которого уже в те годы перевалило за 3 миллиона! Крупнейший узел морских, речных, железнодорожных и воздушных путей, город разделен на части морским заливом, продолжением которого является судоходная река. В 1937 году в самой узкой горловине бухты Сан-Франциско был построен мостовой переход с красавцем мостом Золотые Ворота.

Нам же для обеспечения работы причалов и заводов на берегу бухты Золотой Рог нужно строить мост, способный пропускать океанские суда, т. е. его центральный пролет должен быть длиной 600-1000 метров, а высота проезжей части моста над водой - не менее 60 метров.

На сооружение этого гиганта уйдет не один десяток годовых бюджетов края, а об окупаемости этой затеи и говорить нечего - такие мосты не для торговых ларьков. Кроме того, при строительстве неизбежно пострадает исторический центр города. Тогда, в конце 50-х, эта информация в СМИ не просочилась, тем не менее на этой затее был поставлен крест.

Сейчас идею пытаются возродить, городские руководители тратят на эту “маниловщину” деньги налогоплательщиков и даже отправляют специалистов в Турцию, чтоб посмотрели, как там у них.

Вовсю начал разрабатываться проект строительства понтонного (наплавного) моста. Главный довод, которым оперируют сторонники этой идеи во всех спорах, - по такому мосту за считанные минуты можно будет попасть из одной части города в другую.

Увы, это всего лишь приятное заблуждение. При эксплуатации таких сооружений действует множество ограничений: по скорости и интервалам передвижения, грузоподъемности и габаритам транспорта и

т. п. При сильном ветре, тумане, снегопадах движение прекращается вообще. К тому же против строительства наплавного моста категорически высказываются экологи.

Затраты на содержание наплавного разводного моста очень велики. На такие деньги можно “прокормить” десяток паромных переправ. В Стамбуле, например, мост из Европы в Азию через пролив Босфор 100-метровой высоты не справляется с грузопотоком, потому там действует несколько паромных переправ. Почему бы нам не воспользоваться этим опытом и не пустить парочку современных паромов с Эгершельда на Чуркин?

Мэрия Владивостока для обоснования своих проектов ссылается на мнение “Приморгражданпроекта”. Но позвольте, откуда у этого института разрешение заниматься проектированием (пусть и вчерне) мостов, путепроводов и подземных переходов? Ведь это транспортные сооружения, и правильное техническое название их таково: пешеходный путепровод и пешеходный тоннель. Насколько мне известно, вести такие работы могут только специальные организации. Ближайшие из них - “Сибгипротранс” (Новосибирск), “ГипродорНИИ” и “Дальгипротранс” (Хабаровск). В противном случае подобная самодеятельность может обернуться гигантскими катастрофами с человеческими жертвами.

Хватит с нас того, что без ведома и участия специалистов было открыто движение по ул. Вилкова. Сейчас, судя по кадрам местных телепрограмм, на этом участке едва ли не каждый день бьются машины и гибнут люди.

А что со знаменитыми переходами? Не успели их построить, как тут же начали ремонтировать. Строители здесь ни при чем. Провалы на проезжей части возле переходов на “Школьной” и “Покровском парке” возникли не по их вине, а из-за конструктивных недостатков проектов. Мы уже имеем несколько неиспользуемых “подземных ходов” в районе Жигура и на пр. 100-летия Владивостока. Подобные сооружения, к тому же построенные малосведущими людьми, не только экономически нецелесообразны, но и опасны для всех нас. Стоит ли еще раз наступать на те же самые грабли?