Горные инженеры России нужны
Недальновидная политика правительства РФ по закрытию угольных шахт и свертыванию объемов добычи и переработки рудного и горнохимического сырья автоматически приводит к сокращению потребностей в специалистах горного профиля.
Наша страна во времена правления Н. Хрущева это уже испытала, т. к. в связи с открытием месторождений нефти и газа был брошен всесоюзный клич: переведем страну на нефть и газ! И как часто бывало в СССР - клич затих, лозунг лопнул, и потребовалось 10 лет на восстановление угольной и частично горнохимической промышленности и высшего горного образования. Это в могучей стране - 10 лет! Сейчас же даже трудно себе представить, какая катастрофа произойдет через некоторое время и сколько времени придется восстанавливать порушенное.
Поэтому, развивая открытую и уменьшая подземную добычу угля на Дальнем Востоке, нельзя забывать о том, что наш регион никогда не обойдется без подземной добычи угля, т. к. северные и северо-восточные районы в основном только его и потребляют как для промышленных, так и для хозяйственных целей из своих региональных месторождений - Беринговского, Анадырского, Кадыкчанского в Магаданской области, Ургальского в Амурской области, сахалинских месторождений и др. Приморский же край вообще является крупной угольной провинцией. Причем угли, добытые подземным способом, намного калорийнее и качественнее добытых открытым способом. Поэтому ни о каком прекращении подготовки горных инженеров по подземной разработке угольных месторождений не может быть и речи - это не по-государственному. Тем более что в недалеком будущем горным инженерам придется снимать с консервации многие необдуманно закрытые шахты и строить новые.
Огромные перспективы развития на Дальнем Востоке имеет добыча и переработка руд цветных металлов, серебра и золота, горнохимического сырья и россыпей подземным и открытым способами. Только Приморье имеет на своей территории крупнейшее в России Вознесенское месторождение плавикового шпата, мирового значения месторождения борсодержащих и вольфрамовых руд, а также множество серебряно-полиметаллических, свинцово-цинковых, оловянных, золотосодержащих месторождений. Севернее Приморья, вплоть до Ледовитого океана, добывают оловянные, вольфрамовые, полиметаллические, серебро- и золотосодержащие руды. Поэтому подготовка горных инженеров по подземной разработке рудных и нерудных месторождений всегда была, есть и будет остро необходимой и весьма престижной.
Не вызывает сомнений и тот факт, что в регионе будут возрастать объемы открытых горных работ по отработке угольных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Кроме того, на очереди отработка нетрадиционных для региона месторождений цеолита, вермикулита, алмазных трубок, фосфатов, титаномагнетита, самородной серы на Курилах. Поэтому потребности в горных инженерах-открытчиках также будут возрастать.
При разработке месторождений полезных ископаемых открытым и подземным способами, обогащении минерального сырья, шахтном строительстве никак не обойтись без горных механиков, электриков и автоматчиков, а также маркшейдеров.
В нашем регионе, вплоть до Читы и Иркутска, имеется только один институт, готовящий горных инженеров по указанным выше специальностям. Это Горный институт Дальневосточного государственного технического университета - ранее всем известный с 1918 года горный факультет ДВПИ им. В. Куйбышева, выпускники которого успешно работают в угольной, горнорудной, горнохимической, строительной и других отраслях промышленности, в геологии, науке, высшей школе и в органах управления территориями. Большинство инженерных кадров горного профиля в Приморье, например, являются выпускниками ДВГТУ (ДВПИ), и это говорит о многом.
В связи с изменениями в государственной политике, реструктуризацией экономики и управления, переключением акцентов развития территорий на региональные уровни необходимо откорректировать направления подготовки специалистов горного направления с тем, чтобы сохранить возможность маневра при обновлении горного корпуса, придав ему более широкий профиль.
Так, при выемке скальных пород в строительстве, на карьерах и полигонах, производстве вскрышных работ, проведении горных выработок, строительстве подземных сооружений и транспортных магистралей, добыче полезных ископаемых всегда были нужны специалисты с высшим образованием по взрывным и подрывным работам. Однако такой специальности по горному направлению в стране не было. В связи с открытием в России в 1998 году специальности “Взрывное дело” Горный институт ДВГТУ должен уже в этом году начать прием студентов на эту специальность.
Региональные и местные власти, фирмы, предприниматели стали проявлять все больший интерес к строительству подземных складов, гаражей, холодильников и других объектов камерного типа, а также коммуникаций и тоннелей, в том числе для подземного скоростного трамвая. Кроме того, увеличивается интерес к использованию для различных целей подземных пространств действующих и законсервированных шахт и объектов ГО. Следовательно, в недалеком будущем возрастут потребности в специалистах по подземному строительству, которых в нашем регионе пока никто не готовит.
Значительно возрастают требования к оздоровлению экологической обстановки за счет утилизации и использования отходов жизнедеятельности человека - таких, как породные отвалы шахт и рудников, хвосты обогащения, шлаки металлургии и ГРЭС, бытовые отходы, стоки ферм и сельскохозяйственных земель. Поэтому следует начинать подготовку инженеров по охране окружающей среды и переработке промышленных и бытовых отходов.
Для успешного выполнения продовольственной программы по развитию сельского хозяйства необходимо восстановить “пахотный клин” путем мелиорации и рекультивации земель. Поэтому для региона необходимо начинать подготовку инженеров по специальности “Мелиорация, рекультивация и охрана земель” с учетом влияния на них открытых горных работ.
Взоры ученых давно уже обращены на шельф и особенно на его прибрежно-морскую часть. Проведены огромные работы по оценке запасов месторождений, созданы технологии, средства и методы добычи полезных ископаемых на шельфе, выполнены опытно-экспериментальные работы по разработке месторождений и использованию минерального сырья в промышленности с созданием соответствующих установок и технологических линий. Но освоение самих месторождений сдерживается из-за отсутствия финансирования. В условиях рыночных отношений разработка таких месторождений, как титаномагнетитовые, может быть начата, но для этого надо готовить горных инженеров по специальности “Океанотехника”. Кроме того, на повестке дня уже стоит вопрос о подготовке кадров для отработки сахалинской нефти и газа на шельфе. При этом не исключается применение экологически безопасных подземного и подземно-подводного способов их добычи с использованием горных выработок.
Дальний Восток в соответствии с президентской программой должен иметь и свою прочную металлургическую базу для получения металлов, и в первую очередь свинца, цинка, олова, вольфрама, висмута, серебра и золота. Потребуется большое количество инженеров-обогатителей, причем часть из них должна ориентироваться на специализацию по утилизации и использованию отходов жизнедеятельности человека, по которой в регионе до сих пор их никто не готовит. Неплохо было бы начать обучение и металлургов, т. к. ДВО РАН имеет таких специалистов и базу.
Таким образом, области деятельности инженеров горного корпуса весьма широки и их роль в развитии производительных сил Дальневосточного региона чрезвычайно важна и перспективна.