Бритоголовая агрессия
Террор - как много в этом слове... Мы как-то уже писали о некой разновидности террора - визуальной агрессии. “Хо-хо! - скажет иной читатель, - это разве агрессия?” И будет по-своему прав: не такая уж и агрессивная эта агрессия. “Вот если в бубен, да с ноги, - добавит тот же неугомонный читатель, - вот это агрессия, я понимаю!” И опять, этот читатель, агрессор эдакий, прав окажется. Вот и решили мы сегодня повести речь о более... болезненной что ли разновидности террора - кулачной. “Позвольте-ка, - не успокаивается читатель (да где ж они берутся, такие неспокойные?!), - а если с миномета да по трамваю?! Это как?” А это никак, разъяснительным тоном отвечаем мы, се есть терроризм настоящий, а значит, политика чистой воды здесь замешана. А политика - это то, без чего мы прекрасно обходились раньше и впредь будем.
Если без чего-то и не сможем обойтись, так это без индивидуумов, продуцирующих этот самый пресловутый кулачный терроризм. Имен у этой несколько условной группы лиц много. О том, как их называли в 1984 году (урла, гопники, шпана, люберы) и как они мешали тогда жить, спел Майк Науменко. Изменилось ли что с тех пор? Немногое. К уже существующим именам добавился еще один термин. Анекдотический. Можно лезть во глубины социального генезиса этой группы, а можно и не лезть. Пусть степень уверенности, с которой можно предположить генетическое родство сегодняшних “новых русских” со вчерашней урлой, будет не стопроцентной. Мы это переживем с легкостью.
Представителей “новой шпаны” узнать несложно. Их отличает короткая, “под расческу”, стрижка и особая униформа, которая согласно странной моде с каждым годом мутирует, но не сильно - скорее формой, а не содержанием. Раньше в ходу были широченные штаны и кепки-блины, теперь - спортивные костюмы, кожанки и норковые шапки-формовки. Суть-то осталась та же.
Вообще понять мотивы, которые порождают желание одного человеческого существа бить физиономию другому существу исключительно по причине разницы в длине волосяного покрова волосистой части головы этих существ, нам не под силу. Быть может, подключаются какие-то древние инстинкты? Типа стадного, ведь бьют обычно несколько существ (бритых) одно существо (волосатое). А может, законсервированное благодаря жизни в стаде на тюремном уровне мышление (при наличии такового) неспособно справиться с осознанием, что у кого-то уровень свободы выше. Тогда, конечно, всех нужно гасить. Раньше можно было заподозрить в этом мордобое признаки извечного конфликта добра и зла - волосатыми были в основном хиппи, т. е. парни добрые, а бритоголовые несли на себе тяжкий крест мирового зла. Но сейчас впору воскликнуть: “Все смешалось в доме Облонских!” Дэс-металлеры, трясущие при каждом удобном случае своими хайрами, на вселенских смиренцев ну никак не тянут, еще те мракобесы. Есть и мирные парни, которые любят hard-core и в силу этой привязанности стригутся исключительно коротко.
Существует мнение, что во Владивостоке люди какие-то неспокойные, дескать, уровень наглости сограждан значительно выше, чем в других городах. Быть может, причина в том, что Владивосток - город приморский. Китайские мастера внутреннего боевого стиля тай-цзи говорят, что наибольшие сосредоточения природной энергии бывают либо в гористой местности, либо у моря. Если это и хорошо для китайца, то русскому, видимо, подходит не очень. Излишки энергии хорошо преобразовывать себе во благо с помощью тай-цзи (во Владивостоке эта гимнастика торкать начинает относительно быстро), но без нее эта энергия многим просто рвет крышу. Вполне возможно, что та же самая энергия мешает сплочению бритоголовых негодяев (вспомните казанские группировки), заставляя их не выходить за пределы дворовой шайки.
Интеллигенция же как была далека от народа с незапамятных времен, так там и осталась. Иначе как объяснить отсутствие интереса у российских кинематографистов к этой колоритной теме. Был лишь небольшой опыт в этой области - фильм о злых качках “Меня зовут Арлекино”, да еще с натяжкой относящийся к нашей теме экскурс в прошлое под названием “Шпана замоскворецкая”. Фильм о люберах был неплох, с незатейливой такой моралью - на всякую силу найдется еще большая сила. Вот, собственно, и все, меж тем как на западе эта тема в кино заявлена гораздо полнее. Хотя там это явление качественно иное, и бритоголовые зовутся соответственно “скинхэды” - кожаные головы. Радикальное же отличие западных молодых любителей раздавать зуботычины в наличии идеологии. Наиболее агрессивны наци-панки и футбольные фанаты (в Европе, разумеется). Достаточно вспомнить нашумевший “Ромпер Стомпер” (см. “Синематику”), “Скинхэды” или более ранний “Улицы в огне” Уолтера Хилла. Последний на досуге любят смотреть суровые парни из “Меня зовут Арлекино”, по-своему воспринимая сюжетные коллизии: “Ты гляди, как он ему врезал!”.
Уровень цивилизованности отдельного индивидуума частенько зависит от местности проживания. В глубинке с этим уровнем сложнее. Если во Владивостоке волосатым товарищам живется довольно вольготно, то вот в том же Арсеньеве - не очень. Приятели как-то рассказывали нам почти комическую историю о парне, который жил в частном доме в Арсеньеве, слушал death-metall и так торчал, что отрастил-таки себе хаер. Из дому не выходил - боялся получить в бубен. И правильно делал - пошел как-то к бабушке через город и вот уже дошел почти, но встретил парней с идеально круглыми головами. Иди сюда, сказали парни, бить будем. И побили. Плюнул металлист на свободу самовыражения и постригся.
Смешно сказать, но у тех же грозных подмосковных люберов был раньше даже своеобразный кодекс чести: если волосатый идет с девушкой, то трогать его западло. Потом эти понятия со всеобщим постперестроечным озверением россиян стерлись. Но с другой стороны, стократно охаянный национал-патриотами насаждаемый (или уже насажденный?) культ денег сделал свое доброе дело. Многим сейчас просто некогда бить лица, вчерашние гопники азартно поднимают монету и благодаря природной наглости изрядно в этом преуспевают.
Эх, выйдешь на улицу, окинешь окрестности добрым оком, встретишь злобные взгляды, и что-то не верится, что человечество сильно уж преуспело в прогрессе. Судите сами: в космос летаем еле-еле, все больше по орбите норовим, погоду предсказываем с трудом, темноты боимся, убиваем друг друга почем зря... Еще и в ухо можно схлопотать за здорово живешь. Да, недалеко мы ушли от варварства. И уйдем ли?