Кому доверить свою судьбу?

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Интервью с руководителем департамента профессионального образования и науки администрации края Евгением Красновым

- Евгений Геннадьевич, упорно ходят слухи о том, что есть документ, согласно которому вузы будут закрыты, выжить суждено только пяти. Вы можете их назвать?

- Слухи доходят и до нас. Всем понятно, что это пробные шаги наших реформаторов. Одно из решений последней коллегии нашего министерства звучит так: “...Сократить в 1998 году прием студентов за счет федерального бюджета в высшие учебные заведения на 15 процентов”. Мы с вами уже говорили о том, что делается краевой администрацией, чтобы поддержать образование сегодня. Считаю, что сохранение именно системы профессионального образования в крае - это наше достижение. И большая заслуга в этом губернатора Приморского края. Попытки сократить, закрыть пока не удались. Думаю, одни наши письма не смогли бы удержать ситуацию в нынешнем положении. А вот встречи губернатора со старым и новым министрами, с Виктором Черномырдиным помогли оставить позиции за нами. Хотя полной уверенности в том, что это надолго, к сожалению, нет. Государство поэтапно уходит от своих обязательств и перекладывает их на регионы.

- Евгений Геннадьевич, практически в каждом своем выступлении вы не забываете подчеркнуть, что для губернатора проблемы образования и науки - первостатейные, потому что являются важной частью его программы. Ваши оппоненты считают, что это вежливый реверанс, не более. Не могли бы вы подробнее рассказать о том, как строятся ваши рабочие отношения с губернатором, как рождаются новые постановления?

- Реверансы не в моем характере. Я уважаю Евгения Ивановича за твердость и принципиальность в отстаивании своих позиций, умении добиваться конкретных результатов. А в области образования и науки, которую курирует лично губернатор, за 4 года сделано много конкретного.

Наши встречи с ним носят регулярный и, я бы сказал, конструктивный характер. Раз в месяц я докладываю ему о вопросах, накопившихся в совете ректоров вузов, совете директоров средних профессиональных учебных заведений, у наших ученых. В зависимости от ситуации губернатор может принять решение оперативно, а может дать рекомендации, которые всегда содержат конкретное - “как”.

Год назад, например, вышло постановление о страховании студентов, которое было встречено неоднозначно. Тем не менее этот документ не надуман чиновниками в кабинете, его появлению предшествовала трагическая жизненная ситуация, заставившая нас еще раз подумать о своих подопечных. С одной золотой медалисткой - студенткой ДВГУ произошел случай, который не только подорвал ее здоровье, но и глубоко травмировал девушку психологически. В этот же день губернатор знал о происшествии, побывал в больнице, а потом появился документ, согласно которому нам поручается ежегодно проводить страхование здоровья в период обучения в высших учебных заведениях студентов, имеющих не только золотые, но и серебряные медали, а также дипломы с отличием после окончания начальных и средних профессиональных учебных заведений края, студентов-сирот, оставшихся без попечения родителей.

В этом году была обсуждена другая проблема, и Евгений Иванович поручил нам подготовить постановление о страховании детей-сирот, обучающихся в учебных заведениях начального профессионального образования. К сожалению, с каждым годом эта категория детей увеличивается. Сегодня их уже 708. С пониманием он воспринял наше предложение в рамках межведомственной программы “Здоровье студентов” оказать целенаправленную помощь здравпунктам учебных заведений, которые на сегодняшний день не способны оказать элементарную первую медицинскую помощь. По совету губернатора мы детально проработали, изучили ситуацию на местах и подготовили проект постановления. Могу заверить своих оппонентов, что наши встречи никогда не бывают безрезультатными, бесполезными.

- Евгений Геннадьевич, во время нашей последней беседы вы обещали более подробно рассказать о том, как департамент профессионального образования и науки может защитить любого из нас, кто решит воспользоваться услугами как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Вы действительно можете гарантировать качество этих услуг, если учебное заведение имеет лицензию?

- Рыночные отношения активно вошли в нашу жизнь, охватывая практически все ее сферы. И если к чему-то мы уже успели привыкнуть, то рынок образовательных услуг порой пугает своей неизвестностью. И вопросы о надежности учебного заведения, качестве подготовки в нем задают нам довольно часто. Наша задача - дать квалифицированную консультацию и тем, кто нуждается в образовательных услугах, и тем, кто их предоставляет. В целях наведения порядка в этой области, усиления государственного контроля губернатор поручил нам организовать специальную службу. И мы ее имеем сегодня в нашем департаменте: это аттестационно-диагностический центр и отдел по лицензированию, аттестации и аккредитации профессиональных учебных заведений.

В их компетенции государственно-общественный контроль за деятельностью образовательных учреждений в крае для определения качества обучения, диагностика и прогнозирование потребности рынка труда в образовательных услугах, оказание научно-методической помощи в подготовке к процедуре лицензирования, аттестации и аккредитации.

Я бы советовал, прежде чем принять окончательное решение при выборе учебного заведения, убедиться в том, что у него есть лицензия на данную образовательную деятельность. Учебные заведения начального и среднего профессионального образования, а также дающие дополнительное профессиональное образование проходят лицензирование через нашу службу. Высшие учебные заведения и их филиалы получают лицензии в министерстве, но с нашего согласия и по нашей рекомендации. Так что мы стараемся держать ситуацию под контролем. Но лицензия еще не все. Это только право на ведение образовательной деятельности, которое дается по определенным формальным признакам. Учебное заведение должно пройти аттестацию, в процессе которой устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. За аттестацией следует аккредитация. И это не пустая формальность, а серьезная процедура, устанавливающая государственный статус образовательного учреждения. Я бы назвал ее критерием надежности. Только пройдя государственную аккредитацию, можно выдавать дипломы государственного образца. Студентам неаккредитованных вузов отсрочка от призыва в армию не дается.

Так что за вами право и с лицензией познакомиться, и со свидетельством об аккредитации.

Что касается гарантий качества, то я бы все-таки рекомендовал государственные учебные заведения. Да, негосударственные более гибкие, легкие на подъем, быстрее реагируют на запросы рынка. А государственные учебные заведения сильны именно своей сложившейся системой, своими кадрами. Сегодня вузы возглавляют избранные ректоры. Ученый совет определяет стратегию их деятельности. Вы можете спросить, а как быть тем, кому не повезло, и бесплатное образование в государственном вузе так и осталось мечтой. Сегодня для реализации потребностей личности в повышении своего образовательного уровня большой выбор и учебных заведений, и форм получения образования. И если есть у человека возможность платить за свою профессиональную подготовку, то я бы и здесь советовал обратиться в государственные учебные заведения. Хотя стоимость обучения здесь может быть выше. Объяснение простое: государственное образование всегда отличалось высокой надежностью, а выпускники государственных учебных заведений на рынке труда имеют большие преимущества. Кстати, сумма, называемая вузами, тоже о многом говорит: хорошая подготовка не может стоить дешево.

- И все же хотелось бы услышать конкретные примеры. Какие типичные нарушения выявляют ваши эксперты и насколько результативна работа вашей службы?

- Учитывая жесткую конкуренцию на рынке образовательных услуг, руководители в основном правильно понимают требования, предъявляемые при лицензировании, и стараются их выполнять. Но характерные нарушения и в государственных, и в негосударственных учебных заведениях все же есть. Например, объявляется набор на профессии и специальности, которые не заявлены в лицензии. Необоснованно сокращаются сроки обучения, изменяются условия обучения.

Особенно тревожная ситуация складывается во вновь созданных профессиональных училищах № 30 в Тернее и № 10 в Ольге. Скудное оснащение, отсутствие базы для проведения учебных и лабораторно-практических занятий, слабое методическое обеспечение. Эти учебные заведения несомненно нужны и важны для региона, но для их становления и развития необходима всесторонняя помощь. И нам бы хотелось, чтобы руководители муниципальных образований обратили на них внимание.

Серьезные недостатки выявлены в лицее № 28 города Уссурийска. По итогам аттестации в профессиональном училище № 10 при ИТУ города Уссурийска прекращена подготовка швей, в училище № 17 - радиомехаников, в училище № 23 - изготовителей арматурных сеток и каркасов.

Большое внимание наш отдел по лицензированию уделяет объявлениям по предоставлению профессиональных образовательных услуг. Часто объявляя о начале своей деятельности, новые учебные заведения, центры делают это без наличия лицензии либо с лицензией, выданной с нарушениями. Так, например, Уссурийской дорожно-технической школе лицензию выдало само управление Дальневосточной железной дороги. И это не единственный случай. А ведь подобных ошибок можно избежать на первом же этапе. По положению новое учебное заведение должно пройти регистрацию у нас в отделе. Но кто-то по незнанию, а кто-то и сознательно уходит от этой процедуры. Серьезный разговор с недобросовестными руководителями все равно состоится. Это вопрос времени.

- Близится пора вступительных экзаменов. Не могли бы вы назвать высшие учебные заведения, которые не имеют права вести образовательную деятельность?

- У нас в крае 12 государственных высших учебных заведений, в городе Владивостоке 5 филиалов центральных вузов (два из них негосударственные), один муниципальный вуз в городе Находке. Все они действуют согласно закону “Об образовании”. Кроме того, в таких городах, как Артем, Уссурийск, Находка, Дальнереченск, Арсеньев, Лесозаводск, находятся филиалы и приморских вузов, и других городов России. И только филиалы Дальневосточного государственного технического университета имеют лицензию. Вполне возможно, что ближе к экзаменам появятся еще. Особенно любят наш край центральные вузы. К сожалению, их борьба за нашего абитуриента не всегда бывает честной.

- Евгений Геннадьевич, развейте сомнения взволнованных выпускников - претендентов на золотую медаль и их родителей. Сохранится ли для них в этом году право выбора вуза для продолжения образования бесплатно?

- Постановление губернатора № 339 “О выпускниках средних школ Приморского края, награжденных золотой медалью” никто не отменял. Администрация края по-прежнему будет финансировать обучение золотых медалистов в рамках государственного стандарта на основании договоров с учебными заведениями. Ограничение будет одно. Совет ректоров вузов не рекомендовал нам в этом году заключать договоры на подготовку специалистов из числа золотых медалистов на российско-американском факультете ДВГУ. Поступившие на этот факультет ранее волноваться не должны. А вот список специальностей, приоритетных для нужд хозяйственного комплекса края, будет значительно расширен. Обучение на них поощряется стипендией губернатора в размере семи минимальных размеров оплаты труда в течение всего периода обучения.

- Говорят, что в нынешнем году прием в вузы будет проводиться по новым правилам?

- Скорее всего, да. Проект этих правил существует. В управлении образовательных стандартов и программ министерства образования он обсужден, согласован, но не утвержден. Поэтому от комментариев я пока воздержусь.

- И последнее. Не могу не спросить вас о событиях в Екатеринбурге, о вашем отношении к случившемуся.

- Трудно усомниться в законности и правомерности требований студентов. Никто не рискнет и отказать им в человеческой солидарности. Все это напоминает начало сеульских волнений. Наши студенты долго молчали, и некоторые политики принялись говорить о социальной пассивности молодежи, глубоко ошибаясь в своих выводах. Ошиблись и те, кто решил вот таким способом “поговорить” со студентами. Проявить власть в жестком ее выражении всегда проще. Процесс социализации студентов идет, с каждым днем набирая обороты, не замечать этого нельзя. Совсем недавно пришли на совет ректоров активисты студенчества: “Выслушайте нас, дайте возможность спрашивать и получать ответы”. Пожалуйста. Такие встречи могут быть регулярными. И губернатор не уходит от острых вопросов. Очередная встреча студенчества с Евгением Ивановичем состоится 29 апреля.