Для ловли счастья нужна “удочка”
Не любят некоторые представители сильного пола умных женщин. И уж кто, как не психолог, знает эту их особенность. Тем не менее Ольга ВОБЛЕНКО получила два высших образования - медицинское и психологическое. И говорит, что счастлива.
- Ольга Викторовна, кому в нынешних российских реалиях больше нужна помощь психолога - богатым или бедным, женщинам или мужчинам?
- В нашей стране она нужна всем. Однако личных проблем больше у богатых, потому что большие деньги привносят в семью меркантильные отношения. В нынешних обеспеченных семьях женщины все чаще предпочитают сидеть дома (или этого хотят мужья). При этом дамы становятся зависимыми. Глава же семьи, чувствуя эту зависимость, начинает вести себя некорректно. Вот тут и нужна помощь психолога.
- Женщинам?
- И тем, и другим. Существует даже такое понятие - психологическая драма новых русских. Мужчина нередко переносит на семью рабочую модель “купли-продажи” и не понимает, что не все можно купить. Но зато он быстро осознает необходимость обратиться к психологу. Поэтому первыми ко мне приходят, как правило, мужчины, хотя я и работаю при женской консультации Фрунзенского района. Когда в доме начинаются скандалы, бизнесменам приходится отвлекаться от своего дела, а это невыгодно. Так же, как невыгодно расстаться с семьей - на хорошую квартиру, устроенный быт затрачены уже большие средства. Да и просто по-человечески жалко разрушать семью, ведь они любили друг друга, когда вступали в брак. Потом приводят жен. Тут и начинается семейная психотерапия.
- Бедные редко приходят?
- Реже. Хотя и у них семейные проблемы на первом месте. Но у них есть и другие - как найти приличный заработок, как выжить? О помощи психолога они не задумываются. А зря. Главные врачи многих наших поликлиник сохранили психотерапевтическую службу даже в очень жестких ныне условиях финансирования. Медики понимают, что нашим людям она просто необходима.
- Наверное, не только нашим. За рубежом в такой помощи, похоже, тоже нуждаются. Чуть ли не в каждом фильме присутствует психоаналитик. Почему их у нас нет?
- Немного неверная трактовка. Психоанализ - это одна из методик психотерапии. В цивилизованных странах считается нормой посещение психотерапевта или психолога. Затем пациенты выбирают - психоаналитик, гишталь-психотерапевт...
- А это что такое?
- Одна из разновидностей психотерапии. Если аналитик ищет проблемы в вашем прошлом и старается их нейтрализовать, то гиштальтерапевт говорит: “Вас били и обижали в детстве? Вам сейчас от этого плохо? Нет? Ну и забудьте. Давайте решать сегодняшние проблемы”.
- Наверное, было бы легче жить, имей каждый своего психотерапевта.
- Безусловно. Изменилось время. Раньше мы могли, сидя на кухне, обо всем рассказать друзьям, “поплакаться в жилетку”. Сейчас люди стали более закрытыми, им бывает легче поговорить со специалистом.
- Вы владеете гипнозом?
- Конечно. В последнее время интерес к этому методу необычайно вырос, меня это даже удивляет. Пациенты нередко сами просят лечить их гипнозом.
- Все поддаются?
- Это от настроя зависит. Если человек не сопротивляется, загипнотизировать можно любого. Однако некоторые боятся - как бы чего не внушили. Напрасно. Во-первых, если натуре человека несвойственно, к примеру, насилие, я не смогу его заставить подраться. Он не только никогда этого не сделает, но и самопроизвольно выйдет из состояния гипноза.
- А закодировать можете? От дурных привычек, к примеру.
- Могу. Считаю этот метод неплохим, но все-таки предпочитаю психологическую методику. Если человек добровольно решил бросить пить - одно дело. Если его привела за ручку мама или жена - другая ситуация. К тому же алкоголизм бывает эквивалентом депрессии, неумения выходить из сложных ситуаций или результатом излишней опеки в детстве. Если мама постоянно подавляла сына и у него слабая воля, нужно помочь человеку повзрослеть. Нужно научить его противостоять невзгодам, дать в руки ту самую “удочку”.
- С точки зрения психолога вы оцениваете людей, стоящих у власти?
- Иногда пытаюсь. Сложность в том, что в политике высокого ранга существует понятие имиджа. Трудно сейчас сказать - то ли сами они таковы, то ли имидж работает. Поведение их, конечно, рассчитано. Но есть теория немецкого психиатра Эрнста Кречмера, его книга “Строение тела и характер” вышла в 1921 году. Согласно этой теории, можно сказать, что и на Ельцина, и на Чубайса, и на нашего Наздратенко природа хорошо поработала, каждый недаром занимает свое место. По фигуре, особенностям лица они относятся к людям с сильной волей, стремящимся к власти, стрессоустойчивым. Конечно, в жизни редко встречаются чистые типажи, но основным характеристикам они соответствуют.
- Ольга Викторовна, обладая столь специфичными знаниями, жить легче?
- И да, и нет. Сложно потому, что понимаешь поступки и поведение людей. Иногда хочется верить в наивную сказку, в то, что человек поведет себя по-другому. Но ведь знаешь, что этого не произойдет, он будет таким, каким должен быть. А легко - потому, что меньше разочарований.
- В личной жизни вы совершали ошибки, несмотря на знание психологии?
- Моя самая большая ошибка - попытка сохранить уже не существующий супружеский союз. Замуж я вышла студенткой, не имея опыта психолога. Рассталась же с мужем по своей инициативе, понимая уже как специалист, что такой брак лучше расторгнуть. Для дочерей, как и для всех детей в таких ситуациях, это, конечно, была большая психическая травма. Я им помогла и как мама, и как специалист. Мы с достоинством вышли из сложной ситуации, сохраняем дружеские отношения с бывшим мужем. А живем сейчас большой семьей - я, моя мама, дочери 11 и 14 лет, кот и собака.
- Бывает, что в семье вы ведете себя непрофессионально?
- Ох, я обычный человек. Устаю от работы, мне наступают на ногу в трамвае, обрызгивают водой из лужи, и я “срываюсь” на близких. Только очень быстро беру себя в руки, и дети относятся к моим “срывам” добродушно - мол, временное явление.
Надо сказать, что я против гиперопеки детей, считаю, что им нужно давать свободу, возможность проявить себя. По психологическим понятиям, человек к 14 годам должен сформироваться как личность, то есть должен уметь выстроить свои желания в определенный последовательный ряд. Хочется посмотреть телевизор, но нужно делать уроки. Сумел на первое место поставить долг - ты человек самостоятельный. Я стараюсь научить детей преодолевать препятствия, отвечать за свои поступки.
- В вашей специальности немаловажную роль играют внешний вид, голос...
- Голос я ставила в институте искусств. Со мной работала замечательный фониатр Елена Ярославцева, прекрасной души человек. Оказалось, я неправильно дышала, неправильно говорила. Училась очень добросовестно, выполняла все ее указания, до сих пор некоторыми приемами пользуюсь.
За внешностью меня научила следить мама. Когда я оканчивала 8-й класс, она повела меня в ателье, чтобы сшить выпускное платье. С тех пор я одеваюсь только в индивидуально сшитые вещи и, кроме того, сама неплохо вяжу. Парикмахер у меня уже много лет постоянный, бывшая моя пациентка, не изменяю и маникюрше. Никогда не пользуюсь духами. Во-первых, забочусь о пациентах - мало ли, аллергия, неприятие какого-то запаха. А во-вторых, зная, как мужчины реагируют на запахи, предпочитаю естественный аромат.
- А отдыхать вы умеете?
- Вообще-то я трудоголик. Но раньше, когда была возможность, любила недели две провести на курорте. Очень люблю море, даже не представляю, как бы жила без него. Ну и нравится за рулем посидеть, с ветерком да по хорошей дороге.
- Какая у вас машина?
- “Субару”. Права я получила еще в 93-м, а приобрести автомобиль сумела не так давно, водитель я еще молодой.
- Теперь никому не возбраняется подрабатывать. С вашей столь нужной специальностью можно “делать деньги”?
- Конечно, когда есть деньги, чувствуешь себя увереннее. Но и соблазнов теперь так много, что обеспеченным человеком не удается себя почувствовать. Правда, на машину насобирала. Но ведь скоро дочери нужно будет репетиторов нанимать перед поступлением в институт.
- Работать приходится все больше?
- А я люблю работать, хотя часто приходится преодолевать какие-то трудности. Изначально хотела быть психологом. Но в то время эту специальность можно было получить только в Москве, Ленинграде и Ярославле. С моим знанием математики нечего было и пытаться. В наш медицинский поступила со второй попытки, занималась в кружке у профессора Яцкова, основоположника психотерапии в нашем городе. После вуза пришлось поработать участковым терапевтом. Спасибо Людмиле Моисеевой, главврачу поликлиники № 1, отправила меня на специализацию в Харьков, и спасибо маме - забрала маленьких дочек к себе на 4 месяца. В Харькове я училась у Аркадия Филатова. Чудесный преподаватель в габардиновых брюках 50-х годов и стоптанных тапочках раскрыл такие тонкости профессии, о которых в учебниках не прочитаешь. Кстати, у него же учился Кашпировский. Потом довелось учиться в московском суицидальном центре. Теперь сведения о жизненных кризисах, которые тоже ни в какой литературе не почерпнешь, передаю студентам.
- К Кашпировскому как относитесь?
- Он сделал большое дело - привлек внимание к психотерапии, как бы выделил и возвысил ее. Минус в том, что массовые сеансы проводить нельзя. Судя по журналам учета, у меня пролечилось более 7 тысяч пациентов. Никогда я не проводила групповых сеансов, работаю только индивидуально. Очень важно уметь хранить доверенную тебе тайну и дать возможность человеку, если он этого хочет, приходить к врачу анонимно.
- Вы такая деловая дама. Пациенты вас не боятся?
- Неужели произвела такое впечатление? Наверное, потому, что анекдоты не рассказывала. Я люблю их использовать при общении с больными, лишь бы юмор был тонкий. Хорошая история может высветить какую-то психологическую черту и помочь в работе. Недавно, к примеру, замечательный анекдот услышала.
“Когда вы заметили, что у вас украли машину? - Вчера вечером. Вышел из ресторана, открыл дверцу, сел за руль, хочу тронуться, а машины нет”.
Просто слепок с нашей жизни, правда? А вообще-то я даю своим пациентам такой совет. Посмотрите на себя в зеркало. Если вы застегнуты до подбородка, расслабьтесь и освободитесь от своих проблем. Если ваша одежда небрежно распахнута, застегнитесь - не всегда у рубахи-парня все прекрасно.