Смерть в море
До Камчатки оставалось 2 суток хода, когда на судне, принадлежащем частной судоходной компании, по неизвестной причине произошел взрыв, возник пожар. Борясь с огнем, один из рыбаков получил ожог 3-й степени, было поражено 70 процентов кожи. Капитан вышел на связь с медсанчастью рыбаков. Консультировать по радио взялся Анатолий Малышев, профессор, заведующий кафедрой морской медицины Владивостокского медицинского университета. Эфир заполнился напряженным диалогом.
- Какие меры вы уже приняли?
- Мы завернули пострадавшего в одеяло.
- К черту одеяло! Обкладывайте больного влажно-высыхающими салфетками.
- Профессор, а что это такое?
- Срочно введите противошоковые средства - анальгин, морфин.
- На судне нет таких лекарств.
- А что там у вас имеется в аптечке?
- Так у нас вообще аптечки нет.
- Вызывайте на помощь вертолет.
- Он не может к нам пробиться, шторм.
Через несколько часов больной скончался.
Подобные трагедии в море не редкость. Во время рейса от кровотечения умерла женщина, 36-летнему моряку некому было оказать помощь при инфаркте миокарда, причиной смерти рыбака стала травма - разрыв селезенки, инвалидом сошла на берег рыбообработчица - в экстремальной ситуации не получила первую врачебную помощь.
По свидетельству медиков, несчастных случаев на море становится все больше, но все чаще они замалчиваются. Человеческая жизнь, не шибко ценимая на берегу, в море совсем девальвируется.
...В 1983 году, после защиты в Москве докторской диссертации, Анатолию Малышеву предложили создать кафедру морской медицины. К тому времени подобная кафедра активно работала в Одессе, становилась на ноги кафедра морской медицины в Санкт-Петербурге. Во Владивостоке кафедра должна была на себя взять проблему подготовки судовых врачей для Дальневосточного бассейна (Магадан, Камчатка, Сахалин, включая речные пароходства - вплоть до Урала).
Солидная армия врачей, около 700 человек, работала тогда на различных судах. Все они прошли 4-месячные курсы усовершенствования, на которых учились оказывать не просто первую медицинскую, но и квалифицированную врачебную помощь в море. В курс обучения включались судовая эпидемиология, судовая гигиена, клиника, теоретический курс ведения документации.
Преподаватели кафедры побывали на плавбазах, пароходах, обрабатывали и обобщали данные, совершенствуя институт морских врачей. Профессор Малышев вышел с предложением: совместными усилиями морских и рыбацких предприятий построить плавбазу-госпиталь. Курсирование такого уникального медицинского учреждения со специалистами высшей категории на перепутье торговых морских дорог, в районах активного лова могло бы кардинально решать вопросы экстренной помощи.
Но не случилось: перестроечный шторм снес и смял все идеи, благие намерения и проекты. Едва став на ноги, институт судовых врачей начал разрушаться из-за дробления единой когда-то судоходной империи.
- Сегодня у нас около 200 судовладельцев, которые не торопятся включать в судовую роль квалифицированных врачей, - комментирует ситуацию профессор Малышев. - В “Дальневосточном морском пароходстве” вообще речь о врачах не идет. В холдинговой компании “Дальморепродукт” свой судовой отдел, но каких они выпускают в море специалистов, трудно сказать. Практически нет врачей в рыболовецких колхозах. Настоящий сертификат судового врача, который вручается после обучения на кафедре морской медицины, получают единицы.
Правда, с 1 января 1998 года вступает в силу международная конвенция, которая запрещает судовладельцам заход в иностранные порты, если у командного состава - капитана и старшего помощника - отсутствуют сертификаты по медицинской подготовке. “Но это не решит проблему, - говорит Анатолий Федорович. - Даже если капитан будет сертифицированным фельдшером, вряд ли ему удастся достойно применить свои знания в экстремальной ситуации в море”.
К сожалению, единой официальной статистики, касающейся несчастных случаев на море, сегодня не существует. И как заявил один из чиновников, частные судовые компании прикладывают все силы, чтобы скрыть подобные факты.
В конечном счете моряки и рыбаки остаются один на один с непредсказуемой судьбой и безжалостной стихией. И уповать им остается лишь на господа бога. На совесть судовладельцев рассчитывать, увы, не приходится.