Не судите слишком строго вы на сцене педагога
В конце марта во Владивостоке прошел 2-й конкурс ансамблей преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств Приморского края. В отличие от 1-го конкурса, организованного и проведенного в 1996 году педагогами Владивостокского музыкального училища, роль организаторов данного взял на себя учебный центр подготовки и переподготовки кадров управления культуры администрации Приморского края.
На сцену большого зала ДШИ № 1 им. С. Прокофьева вышли 26 коллективов- конкурсантов - фортепианных дуэтов, инструментальных и вокальных ансамблей. Жюри, в которое вошли преподаватели Дальневосточного института искусств, судило строго. И у многих присутствовавших на конкурсе даже сложилось мнение, что требования, предъявленные к педагогам детских музыкальных школ, скорее более уместны для концертирующих музыкантов-исполнителей. По мнению жюри, оказавшегося отнюдь не щедрым в поощрении конкурсантов, даже коллективы, показавшие лучшие номера, заслужили оценку не выше 2-го места. И оттого трудно судить, насколько успешно отыграли свои программы конкурсанты, тем, кто не присутствовал при этом непосредственно.
К примеру, “со стороны” можно сделать поспешный вывод о том, что опередивший 2 года назад всех конкурентов ансамбль русских народных инструментов “Ларец” из Славянки сегодня как бы сделал шаг назад. Между тем выступление этого коллектива вновь вызвало всеобщий восторг у коллег-музыкантов благодаря слаженности ансамбля и блестящим оригинальным аранжировкам исполняемых номеров. И нечто подобное случилось не только с “Ларцем”...
“Интересен” также совет жюри руководителям вокальных ансамблей - чтобы те впредь привлекали в составы профессиональных вокалистов. Где их набрать в одной отдельно взятой школе? А участвовавшие в конкурсе ансамбли вокалистов так и остались никак не оцененными...
Но поистине анекдотичная ситуация сложилась в номинации “фортепианные дуэты”: если один из предназначенных для конкурсного выступления роялей - August Forster - звучал вполне прилично, то 2-й - “Красный Октябрь” - оказался элементарно ненастроенным. А “пострадали” от этого 2 дуэта, участники которых играли на двух инструментах - из владивостокской ДМШ-4 и большекаменской школы искусств. Последнему, в частности, было указано при “разборе полетов” на то, что “звенел” инструмент. Претензии же конкурсантов к состоянию рояля парировались до смешного просто: “Выясняйте это с 1-й школой”. А “поезд”, как говорится, уже ушел...
Не подвергается сомнению компетентность жюри, и нельзя не согласиться с высказанной им мыслью о том, что конкурсантам необходимо стремиться к совершенству, ориентируясь на лучшие исполнительские образцы. Однако стоит, пожалуй, учитывать одно немаловажное обстоятельство - в конкурсе участвуют люди, занятые не только подготовкой к выступлениям на сцене, а и каждодневной работой со своими учениками. Это было принято во внимание членами жюри 1-го конкурса, в которое вместе с преподавателями института искусств вошли их коллеги из музыкального училища, ближе общающиеся с педагогами музыкальных школ и оттого хорошо знающие специфику их работы. Естественно, речь идет не об “уравниловке”, а лишь о “поправке на условия”...
Нет для человека творческого большей беды, чем вариться в собственном соку, не имея возможности увидеть, чем живут твои коллеги из других мест, сравнить свой уровень с “чужим” - “других посмотреть и себя показать”. Все это лишь помогает профессиональному росту. Именно с такой целью и проводятся подобные конкурсы. Конечно же, не стал в этом исключением и нынешний, принесший его участникам радость новой встречи и большой эмоциональный заряд. Несмотря на конкурсную борьбу, конкурсанты по достоинству оценивали выступления друг друга, не скрывая эмоций, приветствовали понравившиеся им коллективы и искренне радовались успеху друзей-соперников.
Организаторы конкурса сообщили, что следующий, намеченный на 2000 год, возможно, станет международным. Что ж, это, несомненно, еще более поднимет его престиж. Хотелось бы только, чтобы при этом его планка была установлена на высоте, способной покориться тем, ради кого он до сих пор устраивался.