Извечная российская боль - дороги, или Почему газетные новости бывают не первой свежести
Хотите - верьте, а нет - проверьте: жители доброй половины Приморского края уже несколько месяцев получают ежедневные краевые газеты с опозданием на сутки-трое.
Вот последняя мартовская неделя в Лучегорске: в понедельник читатели получили “Владивосток” за пятницу-субботу предыдущей недели. Следующий почтовый приход - четверг: в ящики положены газеты за вторник и среду. В пятницу - газета за четверг. В субботу и воскресенье почта отдыхает. Следующий понедельник - все повторяется с завидной последовательностью.
Справедливости ради следует отметить, что до середины марта день в день приходила газета только в четверг да пару раз - в субботу. Предпоследняя мартовская неделя несколько даже шокировала читателей неожиданной оперативностью почтовиков: все 5 номеров “В” пришли подписчикам в день выпуска. Правда, в эту мартовскую “оттепель”, например, краевая газета “Новости” по-прежнему шла с суточным опозданием, как и раньше.
Такая стабильность с доставкой газет из Владивостока почти во всех городах и районных центрах, расположенных севернее Черниговского района. Причем следует напомнить, что в села этих районов газеты приходят с опозданием уже на 3-4 суток, а то и вообще только раз в неделю.
А газетная новость, как известно, хоть и не осетрина, но тоже имеет лишь одну категорию свежести - только первую и никакую иную. И читатель, покупая эту новость у газеты, выкладывает еще и почте немалую толику рублей из своего кармана за доставку ее к дверям собственной квартиры. Например, за доставку такой ежедневной газеты, как “В”, берет с читателя за 6 месяцев 51 рубль - почти две трети подписной цены на полугодие. Дорого, конечно, однако другого выхода нет, потому что, кроме почты, никто другой по нашему краю газеты не разносит: лишь она, единственная, является посредником между издателем газеты и ее читателем - так сказать, на добровольных договорных началах.
Одним словом, и издатель, и читатель, казалось бы, в полном праве обратить свои гневные взоры в сторону третьего своего партнера по заключенному между ними договору, не выполняющего договорные обязательства в полном объеме. И обращают: звонят и пишут, поминают нередко совсем даже обидными словами. А для почтовиков эта самая доставка газет по краю - тоже непроходящая головная боль.
Дело в том, что в города и районы края, напрямую или косвенно примыкающие к Транссибу - от станции Сибирцево и далее на север, почта из Владивостока (а с ней, естественно, и газеты) с 1 апреля доставляется только московским почтово-багажным поездом № 903. А он, выходя из города по расписанию в середине дня, совершенно ясно, не может взять завтрашние газеты, поскольку печатать их заканчивают вечером и порой довольно поздно. Поэтому на этот поезд попадают только газеты, отпечатанные лишь вчера. Есть еще почтовый вагон у ежедневного скорого поезда № 1, но он не на всех станциях, имеющих обменные пункты почты, останавливается. Самым удачным на этом направлении поездом мог бы быть (а он и был им традиционно на протяжении десятков лет) ежедневный благовещенский поезд № 185, отходящий из Владивостока в 23.10 и в 9.15 утра, останавливающийся на выходе из Приморья в Лучегорске. Именно в ту единственную в середине марта неделю, когда все 5 выпусков “В” пришли в этих местах подписчикам вовремя, газета доставлялась в почтовом вагоне этого удобного поезда. Так в чем же дело?
Накануне той “счастливой” недели начальник отдела эксплуатации и перевозок почты краевого управления Федеральной почтовой связи Антонина Астанаева, к которой корреспондент “В” обратился за разъяснениями на этот счет, сказала следующее:
- Мы регулярно и полностью перечисляем своему федеральному ведомству в Москву деньги за железнодорожные перевозки почты, и уже из Москвы должны идти расчеты со всеми управлениями железной дороги по Транссибу. Но эти платежи систематически задерживаются. В Приморье мы со своей дорогой еще как-то находим общий язык, рассчитываясь напрямую, а в Благовещенске - Забайкальская железная дорога, и она получает платежи уже из Москвы. А поскольку они не поступают вовремя, Благовещенск не возвращает наши почтовые вагоны. Мы в начале года стали отправлять с этим поездом почтовые вагоны только 2 раза в неделю, а возврата практически нет. Вот сейчас отправим последние, и все...
Так оно и получилось: местных почтовых вагонов для поезда № 185 хватило ровно на неделю. А утром 1 апреля в Лучегорске, как сказали в районном узле Федеральной почтовой связи, вообще в последний раз приняли почту с этого поезда: видно, эта головная боль приморских почтовиков так и не дошла до руководства в Москве.
Без всякой натяжки можно утверждать, что каждый почтовый работник обеими руками за своевременную доставку ежедневных газет. Убежден в этом и заместитель начальника краевого управления Федеральной почтовой связи Александр Белов, ведающий вопросами перевозки почты. Конечно, сказал он корреспонденту “В”, надо исходить из реальных возможностей. Сейчас, например, когда резко сократилось число подписных периодических изданий вообще, а в обнищавших селах - особенно, нет смысла возить воздух и 2-3 газеты каждый день в таежную глухомань. Поэтому краевое управление и приняло решение доставлять почту в такие отдаленные села не реже, чем раз в 3 дня. Во многих районах края так и поступают. Но во все города, райцентры и более или менее крупные села, тяготеющие к главным транспортным магистралям края - железнодорожным и автомобильным, почта должна приходить день в день. И возможность такая есть, сказал Александр Белов:
- Не получается пока работа по старой схеме, привязанной к железнодорожному транспорту. И мы решили попробовать автотранспорт: почту на автомобилях можно отправлять из Владивостока в любое удобное время и в любом нужном направлении. Посчитали, и оказалось, что автомобильные почтовые перевозки почти на треть дешевле по сравнению с сегодняшними железнодорожными тарифами. А сбои могут возникать только из-за скверной погоды. Видимо, это единственный пока путь ускорения доставки ежедневных газет подписчикам.