Неутомимый краевед, друг удэгейцев
В пятилетнем возрасте Борис Шибнев впервые узнал о Дальнем Востоке из книги “Дерсу Узала”, которую прочел ему старший брат. Описание природы, встреч с сильными, добрыми и справедливыми аборигенами Приморья, их борьба с коварными хунхузами запали в детскую душу на всю жизнь. С этого момента мальчик стал бредить Дальним Востоком.
В 1939 году Борис Константинович с семьей прибыл из средней России на станцию Бурлит. Это было ночью, и поэтому первым впечатлением стало обилие светлячков, музыкальные переливы квакш над лугами и тысячи комаров. Но зато какая красота предстала перед взором с первыми лучами солнца!
Круг своих интересов будущий неутомимый исследователь края определил еще в школьные годы: биология, естествознание, краеведение и экологическое образование. Имея специальность агронома, окончил еще два факультета - естественно-исторический и химико-биологический. Близость к природе помогла стать известным профессионалом. 58 лет из 80 отдано им природе и людям бассейна реки Бикин. Несколько лет Борис Константинович был директором поселковой школы, работал учителем биологии. Много времени исследователь уделял разработке экологических маршрутов к различным памятникам природы, их разработано около 20, а сколько километров пройдено! И самым ярким воспоминанием осталась совместная работа с известным исследователем Дальнего Востока, зоогеографом, доктором биологических наук Алексеем Куренцовым.
Борисом Шибневым открыты места гнездовий черного журавля в бассейне Бикина, исследованы некоторые особенности растительного и животного мира региона, который он изучал всю жизнь. Но, пожалуй, самым важным итогом жизни Бориса Константиновича стал открытый в 1987 году в поселке Верхний Перевал дом-музей охраны природы, ставший не только местом постоянной работы основателя, его рабочим кабинетом и исследовательской лабораторией, но и лекционным залом.
В таежных поселках его знает и стар и млад, он любимый учитель почти всего удэгейского населения этого района. “Учился понимать природу у удэгейцев, они мои учителя”, - говорит Борис Константинович.
За 10 лет существования дома-музея в нем побывало более 24 тысяч человек, в том числе из 14 стран мира. В маленький поселок почти на краю цивилизации добирались туристы даже из Новой Зеландии и Иордании. Все чучела в музее сделаны из случайно погибших животных, подаренных охотниками и населением. В воссозданном уголке приморской тайги смонтированы чучела рысей, оленей, различных птиц, средних и мелких зверьков. В экспозиции представлены минералогическая коллекция, различные пресмыкающиеся и птицы, предметы и орудия неолита и многое, многое другое. Авторы наглядных пособий - сам основатель музея и его многочисленные ученики. На рабочем столе исследователя разложены образцы реликтовых растений и тушки еще не препарированных птиц, ископаемые жемчужницы с Лучегорского угольного разреза и часть бивня мамонта. Во времена последнего оледенения мамонты паслись в нешироких долинах между отрогами Сихотэ-Алиня, а жемчужницы даже сейчас иногда встречаются в прозрачных реках Дальнего Востока.
Борис Константинович и сегодня, в канун своего восьмидесятилетия, полон творческих замыслов, вот только здоровье стало иногда пошаливать. Беспокоят краеведа и нерешенные проблемы малочисленного народа бассейна реки Бикин - удэгейцев - его учеников и друзей. Территория среднего Бикина все еще юридически не закреплена за ассоциацией народов Севера как территория традиционного национального природопользования. Национальное охотничье хозяйство удэгейцев в кризисном состоянии, не имеет возможности противостоять разрушительным ударам со стороны перекупщиков пушнины и прочего сырья, чем богата бикинская тайга.
Сегодня более чем когда-либо становится очевидно, что времена изоляции и первобытного образа жизни коренных народов Приморья и Приамурья остались в далеком прошлом. Параллельно старому шоссе Хабаровск-Владивосток строится дорога сквозь тайгу, которая соединит центр Хабаровского края и Находку. В настоящее время новая трасса достигла реки Бикин. Уже ясно, что ресурсы центрального Сихотэ-Алиня будут неизбежно включены в экономический оборот. Тем ценнее для современников подвижнический труд Бориса Константиновича. Он раскрывает перед будущими поколениями единственный путь к освоению природы экологически грамотными, бережливыми потребителями.