Любовь как химическая реакция

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Елена Невмержитская - биохимик. Прогуливаясь по Набережной, мы с удовольствием констатировали: в город пришли весна и любовь. Но наш разговор о влюбленных получил неожиданный поворот...

Химики готовы вступить в спор с лириками: наши бурные романы или долгий счастливый союз зависят вовсе не от глубины чувств, не от характера. Все проще - мозг влюбленных выделяет химическую субстанцию, получившую название фенилоэтилоамин. Страсть проходит, и на смену ей приходит спокойная привязанность, это наш мозг начал вырабатывать эндорфин. Любовь - это только романтическое название химических процессов, говорила Грета Гарбо Мелвину Дугласу в фильме “Ниночка”.

Влюбленные испытывают такое чувство, будто их несет, увлекает за собой какая-то неведомая сила. Это как смерч, тайфун. А их несет и просто-таки захлестывает поток химических субстанций. Взгляд любимой, прикосновение, запах волос вызывают настоящее “наводнение”, которое начинается в мозгу, а потом проникает в кровь и нервы. Результаты всем известны: щеки заливает румянец, комок встает в горле, дух захватывает. Ничего удивительного - химические процессы происходят в каждой клеточке нашего организма.

Признаки влюбленности очень похожи на те, что возникают во время стресса. Это и понятно: мозговые центры, которые “организуют” такие чувства, как страх или гнев, “отвечают” также за “симптомы” любви.

Любовь похожа на стресс потому, что она вызывает идентичные химические реакции. Ведь не случайно любовь так часто называют болезнью души или сердца.

Эйфория, которая охватывает влюбленных, это результат действия дофамина, норэфетамина и прежде всего фенилоэтилоамина, которые действуют на организм возбуждающе, как и несколько рюмок алкоголя, когда человек “на взводе”. Вот такой ответ могут дать биологи, химики и неврологи на вопрос: “Что такое любовь?”

Влюбленные (точно так же, как те, кто принимает амфетамин) отличаются повышенной психической и физической активностью. Они мало спят, не замечают усталости и не испытывают чувства голода. Над всеми чувствами у них доминирует восхищение, что и приводит к тому, что своего партнера они видят сквозь розовые очки и замечают только его достоинства. Будущее им видится только счастливым, они готовы на любые сумасшедшие поступки. И если лирики скажут: сила любви, то ученые-химики сделают поправку - организм вырабатывает норадреналин и дофамин. Вот и ведут себя влюбленные так, будто наглотались наркотиков, которые высвобождают катехоламины, вызывающие чувство удовлетворения.

Любовь - это состояние ошеломления, будут стоять на своем лирики. Ученые готовы упорствовать: научное определение любви - воздействие химических процессов на мозг и тело. И подкрепляют свои выводы закономерным вопросом: так почему же эйфория не продолжается вечно?! Оказывается, приподнятое состояние проходит, так как на действие фенилоэтилоамина в организме вырабатывается защитная реакция. И здесь уже не помогут ни прекрасные глаза, ни миллион алых роз.

Химическое воздействие исчерпано, а это означает конец страсти и сумасшествия. Именно в этот момент многие пары расходятся. Пары, которые благополучно пережили этот внезапный “отлив” фенилоэтилоамина, имеют шанс провести вместе всю жизнь. На аргумент о силе привычки биохимики выдвигают свой контрдовод: это заслуга вещества, которое они называют эндорфином. Организм вырабатывает его под влиянием постоянного присутствия партнера. (Оказывается, благодаря особенностям гормональной системы в женском организме содержится больше эндорфина, чем у мужчин. Высвободившиеся после родов гормоны стимулируют действие этого вещества. Вот вам еще одно подтверждение того, какую важную роль играет женское начало в прочности семейных союзов!)

В отличие от возбуждающего фенилоэтилоамина действие эндорфина успокаивающее, оно подобно воздействию транквилизаторов. Под влиянием эндорфина мы чувствуем себя спокойно и безопасно. В этот период совместной жизни пары уже не ищут в своих отношениях чего-то нового, достаточно просто быть вместе, чтобы чувствовать себя счастливыми. Такая модель, по мнению Елены Невмержитской, похожа на привязанность к наркотикам. И если мужчина или женщина, составляющие такой союз, уйдут или умрут, наступает страшное опустошение. Как будто человек не получил привычной дозы наркотика.

Муж или жена в браке, который стал нудным, не могут заставить свой организм увеличивать выделение эндорфина: организм просто не может превзойти определенный уровень. А он разный у каждого. Поэтому случается, что, когда один из партнеров уже не удовлетворен своим браком, другой все еще вполне доволен.

...Вот и разложена любовь на составные элементы. Трепетные ожидания, тоска, страсть, влечение обозначены соответствующими химическими субстанциями. И все-таки остались, остались у любви свои секреты. Хотя бы такой маленький: почему при виде иного человека никакая клеточка ни мозга, ни тела, ни души не дернется, зато при взгляде на другого, единственного или единственную, “реакция идет” с огромной мощью сильнейшего химического катализатора?!