Фират ГАЛЛЯМОВ: Пришло время быстрых проектов
В начале года в мэрии Владивостока появился новый департамент – развития городского хозяйства. Возглавил его в ранге заместителя мэра кандидат экономических наук, один из опытнейших на Дальнем Востоке бизнес-консультантов Фират ГАЛЛЯМОВ. С ним встретился журналист “В” Андрей ХОЛЕНКО.
- Что, на ваш взгляд, следует относить к городскому хозяйству?
- Все то, что связано с жизнью города. И коммунальное хозяйство, и социальное, и криминальное, и, может быть, в первую очередь то, что называется хозяйством интеллектуальным. Недавно мы, к примеру, получили предложение из Санкт-Петербурга – произвести оценку интеллектуальной собственности Владивостока. Это ведь один из российских парадоксов, о котором часто говорят: денег у нас нет, зато мозгов много. Так сколько же у нас “мозгов”, в каком они состоянии, как мы их используем?
Структура городского хозяйства отчасти отражается через структурные подразделения мэрии – это и департамент по санитарной очистке города, и комитет по экономике и прогнозированию, и комитет по торговле и бытовому обслуживанию, и департамент ЖКХ, и районы, и т. д. То есть все то, что относится к жизни горожан, что обеспечивает жизнедеятельность людей.
- Значит, в названии вашего департамента можно исключить слова “городское хозяйство” и назвать его просто департаментом развития Владивостока?
- В принципе, да. Но когда речь идет о развитии, то встает много проблем и в первую очередь - проблема приоритетов. Считается, что повсюду у нас плохо, депрессивно, но с чего-то надо начинать. Конечно же, надо начинать с того элементарного, что делает Владивосток и вообще любой город инвестиционно привлекательным. Чтобы были хотя бы вода, свет, дороги и чтобы о такого рода проблемах забыли и начинали заниматься другими.
- То есть создавать систему налоговых льгот и другими способами улучшать инвестиционный климат во Владивостоке?
- Да. Но когда мы говорим про инвестиционную привлекательность, мы думаем больше о налоговых льготах и забываем о том, что она начинается с того, где бизнесмена поселить и какие бытовые условия ему создать. Мы уже годами говорим, что с водой плохо, с теплом плохо, с электричеством плохо, но по-прежнему работаем в этом режиме…
- Если говорить о приоритетах, то эти жизненные проблемы – вода, тепло, электричество, наверное, и должны решаться в первую очередь. Как их можно решить: с помощью денег или с помощью мозгов?
- Я думаю, здесь нужен симбиоз денег и мозгов. Как и везде в экономике: сначала немножко мозгов, чтобы развитие пошло, а начнется развитие – деньги сами придут. Не бывает так, чтобы сначала пришли деньги, а потом началось развитие. Поэтому тем, кто приходит к нам и просит деньги, мы говорим: сначала покажи, что у тебя уже получилось.
И в этой связи надо думать о том, какие у города Владивостока есть возможности, чтобы поддержать бизнес в условиях дефицита денег. И такие возможности есть. Это, конечно, недвижимость и земля. Кстати, именно этими ресурсами умело воспользовался мэр Москвы Лужков.
Кроме того, нужно внимательно отнестись ко всему, что обеспечивает жизнь населения, а особенно к нашим пищевым отраслям: хлеб, “кондитерка”, мясо, молоко. И помогать надо, в первую очередь, тем, кто развивается. Конечно, при этом надо использовать различные экономические регуляторы и иные организационные возможности.
- Вы уже больше месяца проработали в этой новой должности и как специалист по управлению наверняка можете поставить своеобразный диагноз: способна ли мэрия с ее нынешней организационной структурой и уровнем менеджмента решать сегодня серьезные проблемы развития Владивостока?
- Конечно, как специалист по управлению, я четко вижу некоторые слабости городского менеджмента. Но я бы не сказал, что проблемы в городском менеджменте отличаются от менеджерских проблем в любых других структурах – даже в таких, казалось бы, строго организованных иерархических структурах, как банки. Надо просто признать, что уровень управления в России в среднем весьма невысок, и нам его еще поднимать и поднимать…
- Другой вопрос, способна ли мэрия эффективно решать городские проблемы?
- Я думаю, способна. Сам мэр настроен на развитие Владивостока, и этот посыл мне близок: мне нравится все, что связано с развитием, с движением вперед. Другое дело, что в головах многих чиновников мэрии еще не произошел переход от прежней модели управления, когда многое решалось по телефону, распоряжениями, к нынешней рыночной модели, когда управлять нужно с помощью создания благоприятных для развития бизнеса условий. Но происходит это не потому, что люди не хотят, а потому, что их надо этому учить. А для того, чтобы учить, надо оценить существующий уровень подготовки. Один из способов – аттестация персонала.
Недавно мэрия объявила о проведении аттестации всех ее сотрудников, о чем уже достаточно поязвили местные СМИ. Я же считаю, что мэрия в данном случае поступает правильно – и с управленческой, и с этической, и с правовой точки зрения.
- Как бы вы определили нынешнее состояние Владивостока и то состояние, к которому ему надо стремиться в ближайшем будущем?
- Если коротко, то инвестиционно непривлекательный – сегодня и инвестиционно привлекательный – завтра. Причем под словами “инвестиционно привлекательный” я имею в виду не столько зарубежные инвестиции, которым сегодня в России, по правде говоря, нечего делать, сколько инвестиции российского бизнеса. Ведь в прошлом году российского капитала убежало из страны в 10 раз больше, чем пришло иностранного.
- Но многие регионы сопротивляются проникновению в их экономику, скажем, московского капитала…
- Да бог ты мой, если этот капитал работает на благо жителей, то чего противиться? Важнее создать такие условия, чтобы капитал работал на интересы жителей муниципальных образований. Поэтому мы сегодня развиваем отдел инвестиций и некоторые другие подразделения, которые и будут решать эту невероятно сложную управленческую проблему.
- Допустим, решила мэрия первоочередные задачи развития города. Что дальше?
- Мы имеем сегодня тот город, который имеем, – со всем, что нам нравится и что не нравится. Теперь нам надо оценить наши возможности и определиться, какой город мы хотим иметь. Мы хотим иметь чистый, аккуратный город с привлекательным инвестиционным климатом, экономический центр с широкими международными связями, развитым туризмом. Мы хотим иметь не город-банкрот, а город-предприниматель…
- Но о такой концепции развития Владивостока говорилось еще в начале 90-х годов и в городской администрации, и в городском совете…
- Я вообще очень спокойно отношусь к содержанию понятия “концепция”, потому что время концептуальных решений, на мой взгляд, уходит. В мире уже созданы основные технологии создания концепций развития городов, и сложно выдумать что-то новое. Пришло время быстрых проектов. Есть проблема, ищется решение в виде проекта, и создается программа для реализации этого проекта.
- Строительство дорог во Владивостоке тому пример?
- Да, это пример того, что городские проблемы можно решить: автомобильных пробок ведь стало гораздо меньше. Но слабость такого подхода к проектному решению проблем состоит в том, что сам проект не формализован, нет того, что называется бизнес-планом его реализации, ибо все находится в руках сильной, наделенной властными полномочиями личности. Это подойдет для 1-2 проектов, а нам их надо запускать на поток. Поэтому без системного подхода к разработке и управлению проектом не обойтись. Извините за “научный” стиль, но здесь, как и в любом деле, нужна оптимизация формализованных и неформализованных подходов. И цель такой оптимизации – результат, работающий на интересы жителей города.
- В последнее время много говорят об арестованных банковских счетах мэрии. Вообще как увязать перспективу развития Владивостока с существующими реалиями, когда речь идет о выживании?
- Никак не увязать, ибо это противоречит логике развития. В нашем случае мы имеем то, от чего нельзя застраховаться любому новому руководителю. Долги не стареют, их все равно надо платить, но… с использованием цивилизованных технологий реструктуризации, пролонгации и прочего.
А модели выживания и развития очень тесно связаны, и искусство управления состоит в том, чтобы разумно их отделить. Это можно сделать через отдельный бюджет развития и другие механизмы.
Вообще же развитие – это результат диалектических противоречий по поводу той или иной модели хозяйствования, и оно – развитие – не имеет ничего общего с политическим противостоянием, которое сегодня имеет место быть в городе.
- Могут ли в ближайшее время во Владивостоке быть реализованы крупные проекты вроде строительства моста через бухту Золотой Рог или на остров Русский?
- Нет, такие глобальные проекты сейчас, я думаю, не сработают. У меня также большие сомнения вызывают перспективы реализации программ федерального уровня. Например, длительное время у нас идут переговоры о федеральной программе “Лосось Приморья”. Могучая программа, предполагающая строительство более 10 рыбозаводов. Хорошо проработан бизнес-план, который не стыдно показать капиталистам. Но… Уровень менеджмента в крае остается еще на прежнем низком уровне. И если за последние годы в Приморье пришли в упадок чуть ли не все рыбозаводы, то тогда как же встанут на ноги новые?
Так что время крупных проектов, на мой взгляд, еще не пришло, и надо двигать вперед небольшие проекты, которые позволяют быстро получить эффект. Однако и крупные проекты необходимо разрабатывать и реализовывать с учетом их стратегических перспектив и, может быть, их политического веса.
- Недавно были опубликованы проекты устава Владивостока, которые предусматривают разные структуры управления городом. Один из проектов предполагает совмещение должностей мэра и председателя совета, другой – их разделение. Вы, как специалист по управлению, какой точки зрения придерживаетесь?
- Теоретически функции рекомендуется разделять, но жизнь иногда подсказывает и другие решения. Например, в Омске должности мэра и председателя городского совета разделены, и обе ветви городской власти отлично взаимодействуют. Зато в Новосибирске мэр одновременно возглавляет и городской совет, и этот факт ничуть не мешает городу успешно развиваться. Так что с точки зрения управления правильнее будет именно та модель, которая лучше работает в конкретных условиях. А в условиях нынешнего Владивостока для оперативного решения жизненных проблем, может быть, лучше бы все держать в одних руках. Данная модель, конечно же, субъективна, то есть зависит от личности городского лидера. Но как бы там ни сложилось, а главное – чтобы была достигнута управляемость городским хозяйством и благосостояние жителей повысилось.