В перископы увидеть волну

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Сегодня российские покорители морских глубин отмечают День моряка-подводника.

6 марта 1906 года (по старому стилю) приказом императорского морского министра подводные лодки были выделены в самостоятельный класс кораблей. Служба на подводном флоте тех лет считалась делом почетным для офицера. По статусу она приравнивалась к службе в императорской лейб-гвардии. Первые экипажи формировались исключительно на добровольной основе из числа наиболее опытных офицеров и отчаянных моряков.

Владивосток по праву может считаться колыбелью российского подводного флота. Первое действующее соединение подводных лодок было создано именно в нашем городе в 1904 году. Тогда же в водах залива Петра Великого впервые в истории состоялся бой между надводным кораблем и подводной лодкой. Присутствие здесь значительного числа первых подлодок заставило противника отказаться от попыток совершать нападения на Владивосток в годы русско-японской войны.

В 20-е годы советские военачальники быстро оценили всю прелесть недорогих, но высокоэффективных подводных торпедных ударов. К началу Второй мировой войны советский ВМФ имел крупнейший в мире подводный флот - 165 подводных лодок различного класса. В годы Великой Отечественной войны наши подводники утопили более 150 транспортов и 33 боевых корабля противника. Четыре торпеды, выпущенные подводной лодкой под командованием капитан-лейтенанта Александра Маринеско по немецкому транспорту “Густав Густлав”, по сути спасли Англию от задуманной в очередной раз Гитлером блокады. Немногие удостаивались чести стать личным врагом фюрера. Легендарный командир и после смерти сохранил титул подводника номер один в мире. На примерах торпедных атак, выполненных в годы войны Маринеско и Луниным, сегодня обучают подводников во всех военно-морских колледжах крупнейших морских держав. Имена героев-подводников Гаджиева, Щедрина, Травкина, Фисановича, Колышкина стали на флоте легендами. Жизнь многих из них была связана с Владивостоком. В годы войны отсюда на воюющие Черноморский и Северный флоты ушли 16 подводных лодок с экипажами.

“Нигде нет такого равенства перед жизнью и смертью, как в экипаже подводной лодки. Здесь либо все погибают, либо все остаются жить”. Эти слова аса-подводника Магомета Гаджиева подтверждаются десятками обелисков и памятников, разбросанных по всем российским побережьям. Недаром подлодка “С-56” стала центром мемориала боевой славы Тихоокеанского флота и является одним из символов Владивостока.