Генеральная уборка

20 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1966 от 20 июнь 2006

Никита Хрущев в свое время не только обещал нас к 80-му году привести к коммунизму, но и, что значительно ближе приморцам, сделать из Владивостока второй Сан-Франциско. Эх, сейчас бы его прокатить по приморской части Транссиба. Не один башмак и не одну трибуну он разбил бы, делая разнос местному начальству.

Полоса отчуждения

Дело не только в архитектуре, не только в уровне жизни, но прежде всего в грязи, в кучах мусора, которым город встречает любого пассажира поезда ли, электрички ли. Прижелезнодорожная свалка, “укомплектованная” всеми мыслимыми бытовыми и промышленными отходами, начинается с Океанской, вернее с этой станции она становится наиболее заметной. А своего апогея она достигает на Второй Речке, в районе Моргородка, и особенно на крутом вираже, по которому поезда подкатывают к станции Первая Речка.

Полоса отчуждения уже давно стала своеобразной "урной" для хозяев прилепившихся тут гаражей, придающих весьма своеобразный колорит "второму Сан-Франциско"; для мелких предприятий - иначе как объяснить появление под железнодорожным полотном картонных коробок из-под различных продуктов и массы мелкого металлолома; наконец, для тех же пассажиров, которые, кажется, считают своим долгом швырнуть из окна мчащегося поезда остатки еды, а вместе с ними бутылки, пакеты, упаковки... И все это тяжелым грузом в прямом смысле этого слова ложится на плечи железнодорожников, ибо территория эта отдана им.

Кажется, весь Владивосток состоит из таких вот зон отчуждения. "Мусоросборниками" стали наземные теплотрассы. Оставшиеся после летних ремонтов куски утеплителя, жести, труб быстро обрастают бытовым мусором. Говорят, деньги липнут к деньгам, но точно так же мусор, словно магнит, притягивает все отходы человеческой деятельности. Стоит кому-то бросить на совершенно чистую территорию банку из-под кока-колы или пива, как почти тут же у него найдутся последователи. И горожане, надо сказать, весьма добросовестно заполняют пространства между землей и трубами, тем более что эти территории никогда не обкашивались хозяевами теплотрасс и заросли многолетним бурьяном в рост человека. Между прочим, здесь же народ устроил великое множество стихийных туалетов без удобств и даже без крыш.

Совершенно очевидно, что землепользователи в основной своей массе не хотят и не желают содержать арендованные территории в надлежащем содержании. Это, может быть, в меньшей степени относится к торговым предприятиям, поскольку они - на постоянном "крючке". Теплотрассы, конечно, не магазин, их не закроешь и не уберешь, территорию, занимаемую ими, другому желающему не отдашь. Но все же что-то делать ведь надо.

Сейчас в мэрии готовится постановление по улучшению санитарного состояния города. Так вот, в нем четко определено, что предприятие отвечает за 20 метров прилегающей к нему территории по всему периметру. И на ней оно обязано будет проводить чистые пятницы в рамках общегородских. Словом, "вылизывать". Если кто-то не подчинится, то ему грозит предписание отдела санитарного контроля мэрии, административная комиссия - и до 100 минимальных окладов.

Неизвестно, насколько кара будет неотвратима и, главное, эффективна. Ведь даже по максимуму штраф составит лишь 8 349 рублей новыми, что для абсолютного большинства руководителей даже меньше месячной зарплаты.

НОВАЯ МЕТЛА БУДЕТ МЕСТИ ЧИЩЕ?

Речь не о конкретном человеке, а о созданном в мэрии департаменте по санитарному содержанию города, который и должен по замыслу стать той "метлой", которая сможет поддерживать в городе чистоту. И хотя в России часто результат прямо противоположен задуманному (как заметил Виктор Черномырдин, планировали одно, а получилось как всегда), не хотелось бы, чтобы такая же участь постигла и это подразделение.

Сейчас в нем только рабочих около 2000. В департамент перешли почти все дворники, уборщики мусоропроводов Ленинского, Первореченского, Советского, Первомайского районов. Не сдается лишь Фрунзенский, и это явно не идет на пользу делу.

- Во Фрунзенском районе у меня лишь бригада, - рассказывает начальник департамента Александр Гультяев, - потому там и проблем с уборкой поболее. Звоню руководителям района и говорю: вы можете воевать сколько угодно, а Набережную, центральную площадь приведите в порядок или отдайте людей. Не понимают - завоевались...

Да, таким вот образом политическая интрига напрямую ущемляет интересы горожан, которым абсолютно все равно, где и кем будут числиться рабочие. Важен результат, а его пока нет.

Впрочем, департамент одержал несколько маленьких побед. К сегодняшнему дню он действительно способен вывозить мусор со всего города исключительно своим транспортом. Так что судьба "САХа", прямо скажем, печальна, но это отдельный разговор.

На жилмассивах появилось 500 новых контейнеров, сделан заказ еще на 1500. А были бы деньги, удалось бы реализовать и более глобальные планы. Например, мечтают здесь установить в каждом районе по восемь 20-футовых контейнеров, в которые жители сносили бы за определенное вознаграждение ветошь, стеклобой, мелкий металлолом и прочий хлам, в изобилии раскиданный по косогорам спальных районов города. Далее это вторсырье предполагается поставлять на заинтересованные предприятия края.

Конечно, эффективность подобного новшества, вернее доброго забытого старого, прямо пропорциональна размеру вознаграждения. Но, с другой стороны, в 60-70-х годах пацаны за шарики, свистки, в лучшем случае самые дешевые ножички битком набивали разным хламом транспорт сборщиков вторсырья. Конечно, сейчас все эти сувениры вызвали бы смех, однако очень уж много нуждающихся людей, для которых и копейка - деньги.

Но все это пока только перспектива. В департаменте понимают, что убирать город надо сейчас, когда картон, бумага, полиэтиленовые пакеты оттаяли и поднятые весенними ветрами вкупе с пылью свободно парят над городом. Александр Гультяев в своих рабочих не сомневается - отношения сложились, и свою работу они сделают. Но этого мало. Он, по собственному выражению, человек флотский и привыкший к порядку, дающемуся в армии в общем-то без усилий, на гражданке столкнулся с так называемым человеческим фактором во всей его неприглядности.

ЭХ, ЛЮДИ...

Рассказывает Александр Гультяев:

- Как-то еду на машине по проспекту 100-летия Владивостока, мимо 38-й школы, и вижу рабочего, который подметает тротуар, метров 100, наверное, уже подмел. Душа радуется - работает департамент. Из школы шли 3 девочки лет по 12-14, ели апельсины, урну даже не искали, очистки бросили прямо на только что подметенный тротуар. Что уж говорить о взрослых...

Конечно, пример не самый душераздирающий, не раз и не два "обмусоленный" и педагогами, и работниками ЖЭУ, однако разве мы не знаем, как выглядят с утра еще не убранные дворы гостинок. Хмельным вечером их жильцы, кажется, соревнуются, кто больше сможет выбросить мусора из своего окна, и для дворников, по-новому теперь уборщиков-сортировщиков вторсырья, работать здесь сущее наказание. Часто прямо на голову сыплют, вроде как шутят.

Спросите сами себя, куда деваете нежданно-негаданно оказавшиеся у вас отходы? Правильно, под железнодорожную насыпь, под теплотрассу, под забор первого попавшегося вам на пути предприятия - тем более что там уже до вас кто-то побывал. А вспомните, что вы делаете с вашим мусором в местах массового отдыха, например на пляжах? В лучшем случае зарываете в песок, но чаще наверняка даже не маскируете.

Да и вообще весь хлам, валяющийся сейчас на территории города, летающий над головами, отнюдь не инопланетяне завезли. Люди бросили: кто обертку, кто пластиковую бутылку из-под напитка, кто бумажный или целлофановый пакет... Не зря ведь говорится, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

Мусорить мы можем - это несомненно. Причем, как оказалось, прекрасно чувствуем себя в этой среде. Ликбезы тут не помогут. Начинать нужно с руководителей всех уровней, с элементарного понимания, что негоже самому стоять по колено в грязи ради того, чтобы насолить своему политическому оппоненту, - вряд ли ему станет от этого хуже, зато самому придется ежедневно чиститься. Да еще фактически к тому же принуждать людей, от тебя зависящих.

В прошлом году надумала мэрия сделать крупный заказ заводу "Варяг" на изготовление контейнеров (тех, что возле наших домов) и мусорных урн. Нарисовали, обговорили условия, в ответ получили калькуляцию - каждый контейнер обходился бюджету в 1 миллион 300 тысяч старых рублей. На снижение цены завод не пошел. Поискали по городу других партнеров и нашли: одна мастерская уже изготовила 500 контейнеров, запросив за каждый лишь 700 тысяч. Там же сделают еще полторы тысячи.

Вот с таким морально-нравственным "запалом" подошли горожане к весенней приборке. Раньше, еще в конце 80-х, у нас не спрашивали, как мы относимся к субботникам, - выгоняли на улицу, и весь сказ. Теперь, видимо, придется и угрожать штрафами, а то и более серьезными мерами, подмасливать, уговаривать, мол, почиститесь, граждане, грязью заросли. Так сказать, и кнутом, и пряником.

В нашем городе все может быть. А так хотелось бы, чтобы и без кнута, и без пряника, да всем миром, как раньше. Хоть и под давлением, да уж больно эффективно получалось. И весело.