ДВГУ - фундаментальный вуз
Рыночные отношения создали необычные явления. Зарождается малый и средний бизнес. Возникают рынки всевозможных услуг: туристических, страховых, банковских, торговых и наряду с ними - образовательных. Сегодня образовательные учреждения получили новые названия, создаются десятки новых университетов, академий, институтов, колледжей... Каждый вуз Дальневосточного региона в образовательном пространстве занимает свое место и по-своему неповторим, так и Дальневосточный государственный университет. Об этом наш разговор с Риоритой ШЕПЕЛЕВОЙ, проректором по учебной работе ДВГУ.
- Я считаю, что наш университет является базовым. Ведь именно в ДВГУ проходит базовая фундаментальная подготовка естественно-научного и гуманитарного профиля, у нас созданы мощные научные школы, имеется квалифицированный кадровый потенциал.
На мой взгляд, нельзя назваться университетом и стать им по сути. Университет предполагает мощную школу с ее профессорами, академиками, где проходит качественная, фундаментальная подготовка, где непременно должны быть последователи, ученики. Для того чтобы эту школу создать, нужны годы, только тогда и будет глубина и основательность подготовки не просто специалистов, а ученых, которые непременно скажут свое слово в науке. В ДВГУ некоторым специальностям (к примеру, востоковедению) уже сто лет. Для обучения японоведов, китаистов, корееведов есть мощные кадры, научная база, в конце концов, огромный методический материал: прекрасные учебники, пособия, сборники и т. д.
Университет также предполагает универсальность обучения, он дает широкий спектр знаний. Например, специалистам естественно-научного направления: математикам, физикам, химикам, биологам читается курс лекций по психологии, эстетике, религии, истории, философии и, наоборот, гуманитариям - основы естествознания, чтобы специалисты знали и понимали, что все в природе, в развитии общества гармонично и подчинено своим определенным законам. Именно такой подход в преподавании раскрывает перед студентами большие горизонты, заранее оберегая их от ошибочных и неверных представлений о мироздании.
- Риорита Петровна, вы уже 7-й год являетесь проректором университета. Как изменились за эти годы его структура, материальная база?
- Если сравнивать с прошедшим пятилетием, то университет изменился до неузнаваемости. У нас сегодня 13 институтов, 33 факультета, 105 кафедр. Мы готовим специалистов по 37 специальностям и 102 специализациям. А в 1992 году в университете был только 1 институт, 16 факультетов, 60 кафедр и, соответственно, 16 специальностей и 48 специализаций. Такой скачок был сделан не случайно. Время заставляет нас идти с ним в ногу. Мы много сил и внимания уделяем пересмотру содержания учебного процесса в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, совершенствованию рабочих учебных планов, форм самостоятельной работы, внедрению дистанционного образования с использованием сетей Раннет и Интернет, новых образовательных технологий, созданию электронных учебников, изданию новой учебно-методической литературы, а это ни много ни мало 664 методических пособия и 209 крупных учебников.
Выросла и наша материальная база. Только площадь учебно-лабораторных зданий мы увеличили в 26 раз, а наша научная библиотека насчитывает около полутора миллионов томов учебной и научной литературы, причем более 300 тысяч томов получено в дар от университетов США, Японии, Южной Кореи. И читальных залов у нас теперь 12, а было всего 3.
Сегодня в университете обучаются 11 тысяч студентов. Количество защищенных кандидатских диссертаций увеличилось в 3 раза, аспирантов сейчас 287 человек, а 5 лет назад их было всего 42.
- А какие сдвиги в научной деятельности?
- Ученые ДВГУ сделали большое количество открытий и изобретений в области фундаментальных и прикладных исследований. Кстати сказать, профессорский состав вуза увеличился в 1,5 раза и около 500 человек имеют научные степени. Они связаны с решением практических проблем жизнедеятельности Приморского края, всего Дальнего Востока. Наши ученые издали 1763 статьи, 105 монографий, сборников и получили более 100 грантов. На базе ДВГУ и ДВО РАН создан учебно-научный центр, который объединил ведущих ученых академии и университета. В университете ведутся научные поиски и разработки по всевозможным направлениям - начиная от эколого-географического изучения берегов дальневосточных морей, развития методов инструментального контроля объектов окружающей среды, разработки фундаментальных основ оптико-структурного анализа, разработки модификатора эпоксидных смол и заканчивая изучением проблем межкультурной коммуникации в странах АТР, сравнительно-историческим анализом процессов вестернизации в России и Японии и т. д.
Пионерами формирования научных школ были профессор, зав. кафедрой океанологии
А. Баталин, профессор В. Лымарев. Научные школы созданы на физическом, химическом, факультетах математики и компьютерных наук, общей биологии и почвоведения.
Подавляющее большинство научных разработок ДВГУ имеют и свидетельства об изобретении, которые говорят об их оригинальности и практической значимости. Среди важнейших из них можно назвать такие изобретения, как пилотная установка по утилизации жидких радиоактивных отходов (она уже работает на заводе “Звезда” в Большом Камне), технология биологической очистки водоемов, загрязнения тяжелыми металлами, технология искусственного выращивания высокоценных морских беспозвоночных и водорослей, технология получения высокоактивных фитобиостимуляторов для нужд сельского хозяйства, технология синтеза нового класса элементов органических соединений.
Сложилась самостоятельная синтаксическая школа, основанная профессором А. Прияткиной на кафедре современного русского языка и получившая развитие в исследованиях ее учеников и коллег.
Вплоть до Урала зарекомендовала себя школа в литературоведческой области. Ее основоположниками стали профессора Н. Великая и К. Медведева. И таких примеров можно привести множество.
- Риорита Петровна, известно, что у студентов университета учебная работа тесно связана с научной, имеется много соросовских лауреатов. Это дань моде или традиция?
- Это наша традиция, она складывалась годами. Многие наши студенты готовятся по индивидуальному плану, для конкретного потребителя. К примеру, у нас имеется заявка на подготовку специалистов для Дальневосточной энергетической компании. Некоторые студенты подготовлены к поступлению в аспирантуру, для работы в ТИНРО, Институте химии ДВО РАН, ТИБОХ ДВО РАН и т. д.
Ежегодно на факультетах проводятся традиционные студенческие конференции, ребята участвуют во всероссийских олимпиадах и конференциях. Только в 1997 году в региональной естественно-научной конференции участвовали 123 наших студента и аспиранта. К примеру, В. Веневцев на всероссийской конференции в Екатеринбурге был отмечен грамотой за лучший доклад по органической химии. Соросовскими студентами, победителями конкурсов в 1997 году по биологии и математике стали 9 студентов. И мне сегодня отрадно сознавать, что, по оценкам специалистов Института научной информации США, Фонда Сороса, Немецкой службы академических обменов (ДААД) и ряда других независимых организаций, наш университет занимает 10-е место в России по уровню исследований и кадровому научному потенциалу.