Этот странный “новый русский”...
Не имея в кармане ни гроша, бывший инженер завода “Аскольд” Виктор Гмарь сначала создал коммерческую “Весту”, а потом спас детский клуб “Исток”. Для 8 преподавателей есть работа, для десятков ребят - занятия на любой вкус и бесплатно.
Преподаватель “Умелых рук” Валерий Мамаев открывает одну за другой двери кабинетов и рассказывает об успехах “истоковцев”. То призовые места заняли в каком-то конкурсе, то изготовили интересный прибор, оборудовали класс, юннатскую комнату. К Мамаеву подлетает 10-летний мальчонка со сломанной табуреткой, принесенной из дома:
- Валерий Павлович, вот - хочу отремонтировать...
В клубе это обычное явление - чинить домашние вещи. Будь это хоть табуретка, хоть телевизор или музыкальный центр.
... Своим рождением “Веста”, как и вообще многие частные предприятия Арсеньева, обязана безработице. На “Аскольде” Виктор Гмарь был человеком заметным - главным электронщиком всего завода, начиненного таким количеством автоматического оборудования и станков с ЧПУ, какое не снилось всем другим предприятиям российской “оборонки”. Но в начале 90-х годов с наступлением либерализации и конверсии стал завод хиреть. В числе обиженных на зарплату оказалась и служба Гмаря. И тогда он выводит своих за пределы предприятия. И даже города. Электронщики выполняют заказы лесозаводских и дальнереченских деревообработчиков, а на “Аскольд” от них поступают древесностружечные плиты и кое-какие деньги. При этом сами исполнители почти ничего не получают. Тогда Виктор Федорович предлагает начальству создать из числа его специалистов группу внешнего обслуживания, но разрешения не получает. Вот здесь у него и проявляются задатки незаурядного менеджера: он пробивает идею первого дочернего предприятия “Аскольда”. Подготовлены учредительные документы, но тут завод, не желая рисковать в столь новом тогда деле, отказывается внести свой пай в уставный фонд. И Гмарь регистрирует ТОО “Веста” на себя. Открывает ее с наивной верой обеспечить хоть как-то своих коллег работой и заработком. С женой Натальей в маленькой комнатке заводоуправления развернули ремонт и обслуживание бытовой электротехники. В “Весте” этим занимались все специалисты службы, желающие подработать.
А потом Виктор и Наталья, инженер того же предприятия, и вовсе делают решительный шаг “от общего - к частному”. Не имея в кармане ни гроша, не влезая в долги по банковским кредитам, они открывают свой первый магазин при крупнейшей в городе автоколонне № 1334. Спасибо, директор автомобилистов А. Савельев согласился на малую арендную плату. Комиссионно торговали запчастями, занимались малым автосервисом. Скопив кое-какие деньги, переводят “Весту” в центр Арсеньева, арендуя старое двухэтажное здание аскольдовского ведомства. Автомагазин от комиссионки переходит к розничной торговле запчастями, маслами и прочей автоатрибутикой. Появляются промтоварный и продовольственный магазины, затем - магазин стройматериалов. Рядом открывается автостоянка.
Сегодня “Веста” - это солидная сеть оптовой и розничной торговли, оказания платных услуг населению, в том числе и по купле-продаже автомототехники. “Веста” же поставляет городу самый дешевый - по 2,5 рубля за буханку - хлеб. Хозяйственные связи фирмы - от Владивостока и Находки до Москвы. “Веста” - один из лучших работодателей города, помогающих ему сдерживать безработицу. И еще - один из самых законопослушных налогоплательщиков. Именно на поступлениях таких частных предпринимателей держится муниципальная казна. И кадры у “Весты” как на подбор: в основном бывшие аскольдовцы, в том числе из опытных руководящих и инженерно-технических работников. Приходится, правда, некоторым из них стоять за прилавком. Зато какая культура обслуживания!
Виктор Федорович постоянно говорит мне о желании и необходимости развивать свои производства, а я думаю: мысли бы эти - да не к Арсеньеву! Уж очень слаб здесь мошной потребитель. Задумали, например, супруги коммерцию дополнить деревообработкой, поставкой горожанам столярных изделий - обожглись. Не до столярки народу. Даже специализированные предприятия простаивают. И вот мечется “Веста” в поисках новых товаров и поставщиков, чтобы угодить ценой покупателю, иметь оборотные средства.
Вообще жизнь провинциального “нового русского” не столь налажена, как это кажется со стороны. Те же арсеньевские предприниматели ищут налогового рая по всему краю, чтобы зарегистрироваться в “хорошей” налоговой службе. А она везде одинаковая. Она обязана быть живым воплощением инструкции и параграфа. Однако есть у меня, например, такой вопрос: кто придумал параграф, по которому за малый просчет или, допустим, за корыстный умысел продавца кара накладывается на работодателя? И именно его карман могут облегчить на тысячи уже деноминированных рублей. Этот придумщик хоть понимает, сколь несопоставимы размеры нарушения и наказания за него? Сколь разрушительны действия параграфа сего не только для предпринимателя, но и для самой государственной казны. Ведь позакрывается все, что еще приносит хоть какие-то налоги в казну государственную. А на настоящую помощь предпринимательству у государства до сих пор ума не хватает - только разговоры. “Точечная” поддержка, вроде льгот отдельно взятому предприятию, не сможет возродить отечественное производство, считает Виктор Федорович. Нужны законы, при которых все были бы в одинаковых условиях и не зависели от воли чиновника.
Всякий может покуситься на денежки “нового русского”. Особенно в провинции, где в большинстве случаев совершенно остановлено промышленное производство, а значит, и нет налоговых сборов в местную казну. Чуть ли не каждая важная служба здесь месяцами не финансируется, и чтобы выполнять свои функции, все они оборачиваются к коммерсанту. Находят зацепочку, чтобы прижать его к стенке каким-то своим “параграфом” и в итоге выбить из него деньги... Но это - так, авторская ремарка. Тем более что Виктор и Наталья не велели мне плакаться о сложных их взаимоотношениях с внешним миром: не надо, мол, из нас делать эдаких всеми обиженных. Работаем, проблемы решаем. Помогаем кому и чем можем.
Да, “Веста”, испытывающая дефицит оборотных средств, необходимых на воспроизводство, издерганная денежными поборами, еще и спонсорством занимается. Оказывает безвозмездную помощь детским учреждениям, спортивным и творческим коллективам города. Но, конечно, полная неожиданность нынешнего российского предпринимательства - второй этаж здания “Весты”, с которого я и начал этот рассказ. На первом - контора, несколько магазинов, и его бы вполне хватило для служб фирмы. А вот на втором...
На втором - они, дети. Около 300 юных арсеньевцев все еще остаются в социализме с его бесплатными кружками и секциями. И зарплату восьмерым педагогам, и за материалы для кружковцев платит “Веста”. Клуб не случайно называется “Истоком”. Здесь дети учатся трудиться. Здесь учат добру, отвечать на добро. Для клуба приобретаются то пианино, то материалы для поделок. На Новый год - и не в первый раз - была вполне приличная елка. Приходили сюда целыми классами ребятишки из соседних школ, которым недоступны оплачиваемые утренники в других учреждениях.
Экономически клуб - тяжкая обуза для “Весты”. За год обходится почти в 100 тысяч рублей в деноминированном исчислении. Так чего же ради “Веста” идет на эти расходы? Вот и коллеги-коммерсанты удивляются: зачем вам это? Тем более что ни льготами от города, ни похвалами за такое подвижничество руководители фирмы не обременены.
- Я ведь понимаю, - говорит Виктор Федорович, - что именно сегодня да еще в бедствующем городе особенно важно занять ребятишек полезным делом. Помочь родителям, многие из которых бьются за элементарное - выживание семей, в воспитании детей. И потом - если юридически я имею право закрыть клуб, то не могу себе позволить этого морально.
А какие педагоги в клубе! Например, два кандидата в мастера спорта. Один из них, Владимир Дубина, бывший чемпион края по “охоте на лис”, возглавляющий кружок радиотелеграфистов, так сказал о вкладе супругов Гмарь в сохранение клуба:
- Около шести лет назад мы оказались никому не нужными, потому что с приватизацией “Аскольда” стали бесхозными. И куда бы я ни обращался за помощью - везде отказывали в финансировании. А ведь только в нашем кружке занимаются десятки способных школьников, учащихся техникума и профтехучилищ. И это не пустое времяпрепровождение - мы даем городу и армии практически готовых специалистов. Поняли нас только в “Весте”. И вот живет клуб, радует сотни юных горожан возможностью найти здесь занятие по душе. Довольны и их родители.
“Своих” детей Виктор Гмарь согрел установкой автономного отопления в здании “Весты”. Закупил импортный бойлер на дизтопливе, врезал его во внутренние сети - и прощай, муниципальная котельная с ее тарифами на тепло и с перепадами температуры. Почти в 4 раза обходится дешевле. Но для меня, давно знакомого с Виктором Федоровичем, очевидно, что здесь он поступил не только как инженер и экономист. Как отец.
...Он по природе инженер. Почти не сомневаюсь: заработай вновь завод во всю свою мощь - вернется туда. Ведь “Веста”, сколь она ни масштабна в системе городской коммерции, все-таки не бывший “Аскольд” с его продукцией космического уровня. Но лить слезу по потерям - вовсе не для Виктора Гмаря и его супруги. Согревает ощущение собственной необходимости сотням и сотням людей.